Побережье ла манш. English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш. Туннель под Ла-Маншем
Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.
Пролив между Францией и Британскими островами мы знаем как Ла-Манш – это французское название. А англичане называют его Английским каналом – the English Channel , тем самым как будто заявляют свои права на него. В большинстве других стран используются названия, заимствованные из французского: например, по-испански «эль Канал де-ла-Манча».
Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.
Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.
Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.
Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.
Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.
Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.
Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.
Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив Ла-Манш всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.
Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали из-за различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце 1980-х . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон - британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.
Длина пролива Ла-Манш - 578 километров, ширина - от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова - Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово «Ла-Манш» было заимствовано из французского названия (la Manche; manche - «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.
Популярны рискованные заплывы через пролив - разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно - даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и из-за сильного течения. За всю историю Ла-Манш смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы Ла-Манша. Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.
Евротоннель (Channel Tunnel , а иногда и просто Euro Tunnel ) имеет протяженность 51 километр , 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.
Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран по-своему распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.
Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe ( Париж - Лондон ). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.
Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.
По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.
В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы . Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв - английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка из-за технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к каким-либо проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.
Евротоннель - один из самых грандиозных проектов XX века , но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.
Среди туристов популярны однодневные туры экономкласса между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен из-за пересадок и длительного ожидания в аэропортах.
Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison - PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images
Отдых во Франции не должен ограничиваться посещением столицы и других крупных городов или широко известных курортов. Многие планируют совершить отпуск на машине, продвигаясь вдоль побережья, заезжая в интересные и красивые города, манящие своей атмосферой, природными красотами и историческими памятниками архитектуры.
Большая часть северного побережья Франции занимает Нормандия — регион, который прекрасно подходит для гастрономического туризма. Здесь можно насладиться местными устрицами, блюдами из свежих морепродуктов, яблочным сидром и, конечно, сырами. Камамбер, который не будет ошибкой назвать , начал производиться именно в Нормандии.
Список интересных городов на северном побережье Франции
- Дюнкерк
- Булонь-Сюр-Мер
- Этрета
- Онфлёр
- Довиль
- Гранвиль
- Сен-Мало
Фотографии взяты из инстаграм-аккаунтов.
Дюнкерк – совсем рядом с Бельгией
Дюнкерк (фото: @visitdunkerque)Крупный французский порт в 10 км от границы с Бельгией. Дюнкерк был важнейшим городом во времена Второй Мировой войны. Сегодня из Дюнкерка, а также из соседнего Кале ходят паромы до английского Дувра. Город разделён на несколько кварталов, каждый из которых имеет свою историческую ценность и представляет отдельный интерес для туриста. В Дюнкерке много парков, красивых атмосферных набережных, располагающих к долгим прогулкам.
Булонь-Сюр-Мер – город притягательной архитектуры
Булонь-Сюр-Мер (фото: @ thehouseofox)
Город в регионе Верхняя Франция, ещё один крупный порт и интересный город для туриста. Среди достопримечательностей Булонь-Сюр-Мер выделяются: красивый средневековый замок, готическая церковь Святого Николая, кафедральный собор Нотр-Дам XIX века, колонна Великой Армии, французский национальный центр изучения моря, а также беффруа (башня) XI века, входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этрета – жемчужина Нормандии с известняковыми скалами
Этрета (фото: @jauntempire)
Одно из самых популярных и разрекламированных мест Северной Европы. Очень атмосферный северный курорт, который известен во всем мире своими галечными пляжами Алебастрового берега. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться на белоснежные утёсы, о которые разбиваются неспокойные волны Ла-Манша.
Гавр – современный французский порт
Гавр (фото: @julot76)
Один из самых крупных и важных портов во Франции. Во времена Второй Мировой войны Гавр был практически полностью разрушен и затем отстроен заново, поэтому его архитектура разительно отличается от той, которой часто ждут от небольших французских городов. Центр Гавра включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Онфлёр – яркий город с полотен импрессионистов
Онфлёр (фото: @schianchifabio)
Один из самых красивых, атмосферных французских портов, который нередко переносили на свои полотна импрессионисты. Его набережная с яркими контрастными домами и многочисленными лодочками очень узнаваема. В Онфлёре хорошо сохранился и старый город с красивыми извилистыми улочками и мостовыми.
Довиль — кинематографичный северный курорт
Довиль (фото: @ka_rx)
Один из главных курортов Нормандии, котрый прославился еще несколько десятилетий назад, когда его облюбовали кинозвёзды. В Довиле ежегодно проходит фестиваль американского кино. Сам город маленький, но очень симпатичный, пропитанный романтикой колоритного французского севера.
Гранвиль – красивая архитектура и завораживающая природа
Гранвиль (фото: @oskar.jakubis)
Если вы хотите окунуться в атмосферу северного французского города и своими глазами увидеть природные и архитектурные красоты, то не упустите возможности съездить в Гранвиль. Здесь вы сможете полюбоваться на залив Мон-Сен-Мишель, острова Шозе, церковь Нотр-Дам, церковь Святого Павла, протестантский храм, церковь Николая Чудотворца. Гранвиль знаменит своими блюдами из морепродуктов, поэтому обязательно посетите один из местных ресторанов или сходите на местный рынок в выходные.
Сен-Мало – литературная достопримечательность в Бретани
Сен-Мало (фото: @leo_li)
Порт в Бретани, упоминания о котором часто встречается в классической и современной литературе. Сен-Мало очень популярен у туристов, ведь в этом сравнительно небольшом городке целых 83 объекта обладают статусом исторического памятника. В Сен-Мало расположен Большой Аквариум – один из самых крупных аквариумных комплексов Европы.
Пролив Ла-Манш, разделяющий побережья Франции и Великобритании, всегда играл очень важную роль в истории. Многие народы стремились предъявить права на этот неширокий пролив, что отразилось в различии его названий. Древние греки называли водный перешеек «Океанус Британикус», португальцы и испанцы — каналом да Манча, у итальянцев название звучало как Ла Маника, а в немецких землях пролив называли Эрмельканалом. Но современное название пришло из французского языка, в переводе с которого имя пролива означает «рукав». Хотя жители Британских островов упорно продолжают называть его Английским каналом.
Пролив Ла-Манш (вместе с Па-де-Кале) соединяет Северное море и Атлантический океан, имеет относительно небольшую длину – 578 км, а ширина его колеблется от 32-х км до 250-ти.
История пролива Ла-Манш
Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.
Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский . Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.
С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.
Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.
Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.
В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.
По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.
Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название . Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.
Пролив в наши дни
В наши дни пролив по-прежнему играет огромную роль в жизни населяющих его берега и острова народов, храня свою историю и традиции.
На берегах Ла-Манша сохранились некоторые исторические достопримечательности: замок Корнет 13-го века, форты, развалины Атлантического вала, Бретанские маяки. Печально знаменита впадина Хердз Дип на дне пролива – в Первую мировую войну англичане затапливали в ней химическое оружие.
На острове Сарк в проливе Ла-Манш до 2008 года существовала феодальная система управления, единственная в Европе, когда управление островом осуществляли старейшины.
Ла-Манш всегда интересовал спортсменов и исследователей. В 1909 году французский пилот Блерио впервые перелетел пролив и приземлился в Дувре, а в 1912 году его полет повторила первая женщина – американка Г. Куимби. В 1974 году исследователь из Уэльса Б. Томас пересек Ла-Манш на индейской бычьей лодке, стремясь доказать общность происхождения уэльских и индейских лодок.
Покорение своенравного пролива происходило не только на транспортных средствах – около 900 человек преодолели его вплавь, борясь с высокими волнами, течениями и ветром, находясь в воде с температурой не выше 18 градусов.
Первенство в этом преодолении принадлежит британцу М. Уэббу, который переплыл Ла-Манш за 21 час 45 мин. в 1875 г. Рекорд по времени принадлежит болгарину П. Стойчеву – он переплыл пролив за 6 ч. 57 мин и 50 с в 2007 году.
У женщин рекорд установила чешская спортсменка И. Главачова в 2006 г. переплыв пролив за 7 часов 25 минут и 15 секунд, а впервые женщина отважилась на такой заплыв в 1912 году (американка Г. Эдерле).
Знаменитый пролив по-прежнему вдохновляет на новые рекорды и достижения спортсменов и инженеров, и есть вероятность, что с ним будет связано еще немало реализованных идей и воплощенных проектов.
Пролив Ла-Манш — ВИДЕО
Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:
(в принципе очень полезный сайт для тех, кто собрался во Францию, много советов, начиная от карты Парижского метро и заканчивая тем, как экономичнее посетить Диснейлэнд).
Поездка в Нормандию занимает полный день (отдельно, так же полный день, поездка к Мон-Сен-Мишель) и проходит в сопровождении гида-водителя. Пожалуй, единственным минусом было то, что мы не добрались до скал Этрета, но впечатлений и без них хватило.
Как добраться из Парижа к побережью Ла-Манша : с Северного вокзала на поезде до ближайших к проливу городов. Расписание можно посмотреть на (ссылка на расписание поездов до Довиля, но можно в поиске набрать нужный вам город, например, Гавр (Le Havre) или Ле Тукке (Le Touquet).
Любимый пляж европейских аристократов в Довилле
Пляж Довилля (с) Sergey Anashkevitch
Довилль (Deauville) – один из самых престижных европейских курортов, любимое место отдыха кинозвезд, аристократов и богатых пенсионеров. Самое знаменитое место Довиля – пляж с элитными кабинками для переодеваний, на многих из которых написаны имена звезд, которые здесь собственно переодевались. Кстати, именно этот пляж является родиной купальника: бесстрашная Коко Шанель появилась впервые в открытом купальном костюме на отдыхе в Довиле и здесь же открыла свой первый магазин.
Совет: Цены в Довилле очень дорогие, они искусственно завышенны специально, чтобы здесь отдыхала только элита, поэтому, если вы не кинозвезда, а просто путешественник, заглянувший в Довилль, то пообедать советуем в городе через дорогу – Трувилле, именно в нем живут все те, кто работает в туристических заведениях Довилля.
Как добраться из Парижа до Довилля: опять же, на поезде с Северного вокзала, заранее посмотрев
Самые вкусные в мире – нормандские устрицы
Устрицы – это визитная карточка Нормандии. Они здесь крупные, мясистые и очень вкусные. Это не единственное место, где их выращивают, есть еще устричные фермы на Адриатическом и Средиземных морях, но именно Нормандские устрицы стали всемирно известными.
Устрицы бывают разного калибра (1,2,3) и разных видов. Самые популярные: Фин-де-клер, Беллон, Блэк нуар. Самыми вкусными считаются именно Фин-де-клэр.
Поесть свежие устрицы можно практически в любом ресторане, который попадется на пути в Нормандии либо купить их на рынке, самый большой выбор на рынке в Трувилле. Помимо устриц там огромный выбор морепродуктов.
Залитая солнцем пристань Онфлера
Онфлер
Онфлер (Honfleur) – небольшой портовый городок. Небльшой, но просто удивительный. Кажется, что в нем навечно застыло утро воскресенья, настолько он безмятежный, праздный и тихий. На каждом шагу здесь продают сидр, кальвадос, карамель, самодельное мороженое.
В городке много древних сооружений, а самое необычное из них – деревянная церковь Святой Екатерины.
Как добраться из Парижа до Онфлера: Добираемся до Довилля на поезде, от него на автобусе до Онфлера. Второй вариант: на поезде до Гавра, оттуда на автобусе до Онфлера. Расписание:
Нормандский сидр
Яблочный сидр
Если устрицы – это то, что обязательно стоит съесть в Нормандии, то сидр – то, что стоит выпить. Золотистый, похожий на пойманное в бутылки нежное нормандское Солнце, сидр представляет из себя слабый алкогольный напиток, приготовленный без использования дрожжей. Традиционно его делают из яблок, но грушевый сидр нам понравился даже больше, настолько он ароматный и необычный.
Величие Руанского собора
Фасад Руанского собора
Руан (Rouen) – столица Нормандии и, пожалуй, французский город с самым большим количеством соборов, они здесь в прямом смысле стоят на расстоянии в несколько домов.
Самый величественный конечно – Руанский собор. Ему почти 900 лет, он не однократно страдал от стихийных бедствий и войн (во время Второй мировой войны часть собора была разрушена вовремя бомбардировки), но этот великан, самый высокий Собор Франции (151 метр), продолжает возвышаться над городом.
Именно в этом соборе, в саркофаге, захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце (вот такая тавтология).
Как добраться из Парижа до Руана: С вокзала St.Lazare, расписание поездов можно посмотреть на (время в пути – 1,5 часа)
Как добраться из Парижа до Шато Гайар: Поездом от Руана, а от Руана на такси до замка.
На автомобиле: Так как прямого транспорта до этого места нет, то лучше взять в аренду авто и доехать до замка самостоятельно. Координаты:
Тишина узких улочек Руана
Руан
Самые красивые (в каких-то местах тихие, в каких-то не очень) улицы расположены в районе между Рыночной площадью и Руанским собором, в квартале справа от улицы . Помимо этого, можно по улице Жанны Д`Арк спуститься к Сене и пройтись вдоль набережной.
Скалы Этрета
Скалы Этрета (с) Fabio Nodari
Это самая известная нерукотворная достопримечательность Нормандии. Меловая скала, похожая на слона, опустившего хобот, чтобы выпить воды из Ла-Манша, находится на Алебастровом побережье, недалеко от маленького городка Этрета. Скала-слон называется Арка ля Маннпорт, а помимо нее здесь много других: Скала-Игла, Скала Д`Амон, Скала Д`Авал. Кроме того, между скалами можно понежиться на Алебастровом пляже.
Как добраться из Парижа до Этрета: С вокзала St.Lazare до Гавра, потом на рейсовом автобусе 24. Расписание автобусов рейса 24 можно посмотреть
Аббатство Мон-Сен-Мишель (Le Mont-Saint-Mishel)
Французы скромно называют это место «Восьмым чудом Света». Аббатство расположено на острове в бухте Сен-Мишель, у выхода в открытый Атлантический океан. Мон-Сен-Мишель находится в 2 километрах от материка и уникален не только своей романской изящной архитектурой, но и тем, что в зависимости от времени суток, воды океана то отходят, оголяя сушу между островом и материком, то вновь наступают, полностью окутывая аббатство.
Как добраться из Парижа до Мон-Сен-Мишель : С вокзала до Ренне, затем на автобусе (ходит от ж\д станции Ренне) до аббатства.