Фреска санта кроче отказ от имущества описание. Святыня флоренции базилика санта-кроче. Апельсиновый дворик и колокольня Санта-Кроче

Сегодня наше путешествие онлайн мы совершим во Флоренцию, по самой Флоренции мы погуляем в другой раз, а сейчас цель нашего путешествия – Базилика Санта-Кроче в самом центре Флоренции. Это особенное место не только в городе, но и во всей Италии. Чем же она так особенна? Сейчас мы все узнаем.

Этот памятник поистине уникален, и не только чистотой готического стиля, но и бесценными произведениями искусства в нем и его историческим значением. Базилика Санта-Кроче , одна из крупнейших церквей в городе, связана с гением Арнольфо ди Камбио, который, как полагают, начал работу в 1294 году.

Легенда гласит, что на этом месте была построена часовня самим святым Франциском Ассизским. Он умер в 1226 году, а в 1228 году он был причислен к лику святых. 12 мая 1294 года на месте небольшой часовни началось строительство церкви. Строительство велось за счет средств самых состоятельных семейств Флоренции. Продолжались работы и во второй половине 14 века, но церковь была освящена в 1443 папой римским Евгением IV.

Санта-Кроче спланирована в форме Т-образного египетского креста, отсюда и название Basilica di Santa Croce — Церковь Святого Креста. Это самый большой францисканский храм Италии. Неф широкий и хорошо освещенный, с массивными широко расставленными опорами, стрельчатыми арками.


Очень красив высокий алтарь.


А вот то самое Распятие Чимабуэ (1280) до и после реставрации, которое венчает алтарь почти под самым куполом.

Четыре фрески в ризнице базилики Санта-Кроче: сверху, «Вознесение» Николо ди Пьетро Джерини, справа «Воскресение», также Джерини, в центре «Распятие» Таддео Гадди, и слева «Восхождение на Голгофу» предположительно Спинелло Аретино (1350-1410).

Выделяется особенно выполненная Бенедетто де Майано кафедра с резными барельефами с изображением сцен из жизни Святого Франциска (1472-1476), одна из самых красивых во Флоренции.

Скульптура в камне «Благовещение Кавальканти» работы Донателло (1435).

«Мадонна с младенцем» Антонио Росселино (1470).

«Сожествие Христа в чистилище» Анджелло Бронзино.

«Снятие с Креста» Франческо Сальвиати.

Особенностью базилики Санта-Кроче являются 16 часовен. Некоторые из великих флорентийских семей, в том числе Барди, Перуцци, Альберти, Барончелли приобрели покровительство часовен Санта-Кроче, тем самым получив честь их декорирования. Некоторые из этих убранств 14-го века сохранились до нашего времени, в том числе написанные великим Джотто.

Часовня Барончелли. Фрески из жизни Святого Франциска работы Тоддео Гадди.

Часовня Барди. Фреска Джотто «Смерть Святого Франциска».

Первоначально все стены Санта-Кроче были украшены фресками. Но во время чумы в 16 веке, когда церковь использовалась в качестве больницы, стены были побелены. И уже после реставрации были найдены фрески, в том числе и Джотто.

Часовня Перуджи. Сцены из Жизни Святого Иоанна Крестителя «Рождение и именование Ионанна Крестителя». Фреска Джотто 1320 г.

А вот там же фреска Джотто «Благовещение Захарии».

Но кроме величайших произведений искусства базилика Санта-Кроче знаменита тем, что она стала первым ренессансным погребальным памятником. Вот прямо на полу мраморные надгробные плиты с фигурой усопшего, установленные поверх саркофага.

Здесь можно видеть гробницы величайших людей Италии и не только Италии.

Микеланджело, который умер в Риме в 1564 году, был похоронен здесь, под памятником с аллегорическими фигурами Скульптуры, Архитектуры и Живописи, разработанный Джорджо Вазари.

Могила Микеланджело стала образцом для других, таких как гробницы Галилео Галилея, который умер в 1642 году (его памятник был создан Джанбаттисто Фоггини).

Погребальные памятники продолжали добавляться, в том числе Никколо Макиавелли

Композитор Джоаккино Россини

Кенотаф Данте Алигьери (1829). Видна надпись «tuski» (этруск)

Каждая могила – это настоящее произведение искусства. Всего здесь похоронено около 300 знаменитых людей Италии.

Здесь же, по мнению историков крестили в 1452 году Леонардо да Винчи.

Базилика Санта-Кроче – это настоящий музей с величайшими произведениями искусства и место особой исторической ценности, место упокоения величайших людей Италии.

Вот мы и выяснили, чем же так особенная базилика Санта-Кроче. Удивительное место, не хочется его покидать. Но нас ждут впереди новые путешествия онлайн. Ведь в мире столько прекрасных мест!

А если вы собрались в путешествие во Флоренцию, выбирайте экскурсии от лучших гидов прямо сейчас

Татьяна Стражевич

Базилика Санта Кроче во , или Церковь Святого Креста - крупнейший францисканский храм . Невероятные фрески, завораживающие взгляд витражи, роскошные скульптуры великих деятелей эпохи Возрождения - все это собрано в стенах базилики. В 1807 году поэт Уго Фосколо в своем стихотворении назвал Санта Кроче «храмом итальянской славы».

Появление церкви датировано 1228 годом. Тогда на болотистой местности вблизи реки Арно, монахом была построена небольшая часовня. Звали монаха Франциск Ассизский. К концу 13 века постройку увеличили. В 1442 году папа римский церковь осветил, а еще через 100 лет она стала центром европейской культуры. В 1565 году большую роль в изменении архитектуры церкви сыграл Джорджо Вазари.

Основные архитектурные составляющие базилики - это Церковь, Колокольня, Часовня Ридучинни, Ризница Медичи, Капелла Пацци, Монастыри, Оперный музей, Подвал и Площадь. В разные века над оформлением церкви работали такие великие художники, как Гадди, Джотто, да Милано, Микелоццо.

Красивый фасад у Санта Кроче появился только в 1865 году. Архитектор Никколо Матаса выполнил его в неоготическом стиле из разного вида мрамора. Голубая шестиконечная звезда на фасаде - символ католической религии.

Удивительны и прекрасны часовни базилики. На стенах Главной часовни изображена фреска Гадди с сюжетом о легенде про истинный Крест, а в Часовне Барончелли настенные изображения рассказывают о Богоматери и детстве Христа. Колокольня представляет собой длинную узкую башню из камня золотистого цвета высотой 80 метров, и видно ее с любой точки города. Капелла Пацци выполнена по проекту Брунеллески и имеет форму идеальной квадратной коробки, накрытой куполом «зонтиком». Вход в часовню предваряет своего рода «прихожая», поддерживаемая шестью колоннами.

Самая древняя часть базилики - Подвал. Сейчас там находится Мемориал солдатам, павшим в годы Первой мировой войны. Помимо этого, на территории Санта Кроче есть три монастыря и Оперный музей. Слева от главного входа в базилику возвышается памятник великому Данте Алигьери. Санта Кроче - это еще и пантеон. Здесь находятся саркофаги Микеланджело, Галиллео Галилея, Альфиери, Джоаккино Россини, Макиавелли.

Сейчас Санта Кроче работает и как храм, и как музей. Перед церковью на площади устраиваются ярмарки, концерты, проходят народные гуляния.

Базилика располагается в самом центре Флоренции, недалеко от моста Понте-Веккьо. Проще всего добраться сюда на автобусе – остановка «Piazza di Santa Croce» для маршрутов С1 и С2, остановка «Magliabechi» для маршрута С3.

Огромная часть культурного наследия сокрыта в её знаменитых храмах, причём собрания, представленные в некоторых из них, дадут фору иному крупному художественному музею. Конечно, для туристов в этом плане особняком стоит Дуомо - главный флорентийский собор. Он действительно прекрасен, не стоит даже и говорить. Но на меня во время знакомства с Флоренцией большее впечатление произвели другие церкви, а одно из сильнейших, пожалуй, базилика Санта-Кроче.

Этот храм имеет особое значение для города: Санта-Кроче - местный Пантеон, в котором покоятся самые прославленные и знаменитые уроженцы Флоренции. К сожалению, не у всех гостей города «доходят руки» сюда добраться: базилика находится чуть-чуть в стороне от основных туристических троп, и люди, приезжающие во Флоренцию на 1-2 дня, спешат посетить Галерею Уффици, Дуомо, и другие знаменитые достопримечательности. Ну а я вот считаю, что и базилика Санта-Кроче достойна встать в этот великолепный ряд мест, что называется, обязательных к посещению во Флоренции. Давайте же познакомимся с историей этого храма и совершим по нему небольшую экскурсию.

Строительство храма в честь святого Франциска

История создания церкви дошла до нас в несколько мифологизированном виде. Например, сообщается, что первый камень при строительстве заложил сам Франциск Ассизский - легендарный создатель монашеского ордена, названного впоследствии в его честь. На самом деле, этот подвижник умер в 1226 г., а возведение нынешней базилики началось только в 1294 г. Правда, какая-то церквушка или часовня стояла на этом месте уже в 1228 г.

Ясно, что сам святой Франциск к созданию храма отношения не имел. Но его последователи - монахи-францисканцы - действительно развили к концу XIII века бурную деятельность в разных уголках Европы. Во Флоренции в то время францисканцев было уже довольно много, и в какой-то момент было принято решение, что негоже столь солидному ордену ютиться в маленькой церквушке. Тогда-то архитектор Арнольфо ди Камбио и начал сооружать большой храм, названный впоследствии «Санта-Кроче» (в переводе - «святой крест»).

Средств на строительство хватало: из Флоренции как раз в очередной раз выгнали гибеллинов, и их собственность частично была разграблена, а частично пошла на богоугодные дела, в том числе на сооружение Санта-Кроче. Кроме того, на возведение церкви щедро жертвовали знатные флорентийские семьи, многие из которых решили завести себе в новом соборе фамильные капеллы. Так что, когда внутри вы будете читать названия часовен с фамилиями Пацци, Барди, Перуцци и др., знайте, что всем им пришлось изрядно потратиться, чтобы остаться в веках.

Место для строительства самого большого в Европе францисканского храма (он и сейчас является таковым) было выбрано неслучайно. В те годы район Санта-Кроче считался окраиной города, селились здесь простые небогатые люди, впоследствии тут обустроились кожевники - рабочий народ. Это была самая верная паства для францисканцев - нищенствующий орден, проповедующий бедность, аскетизм и любовь к ближнему, как главные идеалы добродетельной жизни, был особенно близок работягам и беднякам.

Между прочим, считается, что францисканцы активно соперничали за паству с другим известным орденом, доминиканским. Первые были особенно популярны у простого народа ещё и тем, что богато расписывали стены своих храмов фресками. Недаром ди Камбио при проектировании Санта-Кроче предусмотрел изрядное количество участков, свободных для росписи. Для неграмотных прихожан это было фактически Святое Писание в картинках: просто и наглядно. А вот доминиканцы до поры до времени не уделяли должного внимания такому аспекту привлечения прихожан. Церковь Санта-Кроче строили долго: её освящение состоялось только в 1443 г. При храме к тому времени обосновался и большой монастырь братьев-францисканцев. В дальнейшем отдельные элементы собора многократно перестраивались, поэтому комплекс, дошедший до нас, является сборным произведением разных эпох.

Фасад базилики

Взять хотя бы главный фасад Санта-Кроче: он был сооружён только во второй половине XIX века. А до того момента этой части у собора попросту не было. Ситуация обычная для Флоренции: другой не менее знаменитый храм Сан-Лоренцо и в наши дни красуется вот в таком виде.


Фасад Базилики в своё время сильно критиковали, как, впрочем, и фасад Дуомо: они действительно похожи. Что ж, наверное недовольные всегда найдутся, когда дело касается реконструкции таких сакральных объектов. Мне не показалось, что фасад как-то не вписывается в образ Санта-Кроче, всё выглядит вполне естественно. Выполнен он в достаточно лаконичном стиле: здесь нет обилия скульптур, рельефов и фресок, которые зачастую украшают большие храмы. Над тремя арочными пролётами три скульптурных изображения на тему животворящего креста и всё.


Ещё на фасаде обращает на себя внимание шестиконечная звезда - символ, хоть и ветхозаветный, но несколько неожиданный в оформлении христианской церкви. Считается, что эта звезда - «привет» от архитектора Матаса (он был иудеем).

Давайте обогнём фасад с левой стороны. Здесь сразу же нас встречает фигура Данте с вороном.


Знаков памяти знаменитого поэта во Флоренции очень много: есть улица Данте, его музей, несколько памятников. По-моему, даже Микеланджело не удостоился во Флоренции такого количества внимания. Очевидно, дело в чувстве вины: человека, который, можно сказать, научил соотечественников говорить по-итальянски, изгнали из родного города и обрекли на скитания. Умер Данте в , там же и похоронен, причём Флоренция постоянно просит вернуть его прах на Родину, на что власти Равенны неизменно отвечают отказом. Так что гробница Данте в Санта-Кроче - это так называемый кенотаф - памятник без погребённого.

Судя по всему, хоронить знатных людей в соборе начали с самого начала его существования, на некоторых гробницах уже практически невозможно ничего прочитать. Годы шли, количество знаменитостей, погребённых здесь, увеличивалось, и в какой-то момент храм решили сделать флорентийским Пантеоном. Так, прах Микеланджело пришлось везти из , чтобы похоронить в Санта-Кроче. Сейчас в базилике покоится около 300 знаменитых флорентийцев: учёных, политических деятелей, людей искусства и др. О самых именитых я расскажу вам подробнее чуть ниже.

Базилика Санта-Кроче в XX веке. На входе в собор

Самым главным бедствием в истории собора стало наводнение 1966 года. Насколько высоко тогда стояла вода на площади Санта-Кроче и в базилике можно судить по фотографии ниже. Причём в кадре, судя по всему, запечатлён момент, когда вода уже чуть-чуть сошла. На некоторых домах Флоренции имеются знаки, указывающие максимальный уровень затопления 1966 г., так вот вода тогда плескалась на высоте примерно 5 метров над землей (по районам города ситуация, конечно, разнилась).


В результате бедствия серьёзно пострадали многие шедевры собора. Это несчастье до сих пор вспоминают во Флоренции, и в Санта-Кроче можно увидеть стенды с описанием тех событий и фотографиями.

Монастырь при соборе фактически перестал функционировать к концу XVIII века, а ещё через 100 лет власти Италии задумались о создании здесь музея. Первым помещением, открытым для публики ещё в 1900 г., была монастырская трапезная со знаменитой «Тайной вечерей» Гадди. Ну а в наши дни весь собор с территорией бывшего монастыря представляет собой один музейный комплекс, который, по-хорошему, нужно осматривать целый день.

Часы работы и стоимость билетов

Вход в базилику находится с левой от фасада стороны. Билет стоит 8 EUR и действует на всей территории комплекса: доплачивать за вход в музей или куда-то ещё не придётся.


С понедельника по субботу собор открыт с 09:30 до 17:30, в воскресенье и в праздники - с 14:00 до 17:30.

Думаю, самое время нам отправиться внутрь.

Внутри собора. Флорентийский Пантеон

Оказавшись внутри базилики, давайте воспользуемся схемой, приведённой ниже. Такой план можно бесплатно взять на входе в собор, правда, там всё на итальянском языке.


Скажу сразу: рассмотреть в подробностях все шедевры Санта-Кроче в течение одного дня под силу немногим. Поэтому на схеме я обозначила самые главные объекты и предлагаю вам пройти примерно тем же маршрутом, который получился у меня.

Ну а когда вы сами окажетесь в Санта-Кроче, надеюсь, моя схема поможет вам быстрее сориентироваться здесь и легко отыскать всё самое интересное. Итак, мы зашли внутрь (1). Вид сразу открывается внушительный.


Изначально собор был выполнен в готическом стиле, но во время последующих переделок отдельные элементы храма претерпели серьёзные изменения. Самую масштабную реконструкцию базилика Санта-Кроче пережила в XVI веке. Тогда, в частности, многие старые фрески были скрыты под новыми алтарями или и вовсе закрашены. Те работы (проводимые, кстати, самим Вазари) до сих пор трактуются историками и искусствоведами неоднозначно. Впоследствии некоторые старые фрески всё же удалось восстановить.

Предлагаю начать нашу экскурсию по собору с его западной части, Пантеона, где находятся гробницы самых известных флорентийцев. Древнейшие могильные плиты располагаются прямо на полу, их можно встретить в разных частях базилики.


У меня не получилось разобрать ни одной надписи на таких памятниках, правда, я особо и не старалась. А вот один из наших путешественников сообщает, что, например, одно из таких захоронений принадлежит кондотьеру и подесте (нечто вроде мэра) города Пизы из рода Убертини. Наверное многие из этих плит связаны с представителями тех самых семей, жертвовавших деньги на строительство собора.

Удивительно, но есть здесь и захоронения XX века. Гробницы самых прославленных личностей располагаются в стенах, а когда-то в этих нефах размещались наиболее ранние алтари собора. Первой моё внимание привлекла табличка с именем Маркони, одного из изобретателей радио.


Позднее я узнала, что это ещё один кенотаф, и подобных пустых гробниц в Санта-Кроче немало. Ну а Галилео Галилей, к надгробию которого (2) мы подошли, действительно покоится в соборе.


Правда, касательно места захоронения существуют разночтения: по некоторым данным, прах великого учёного лежит под плитой возле центральных дверей храма. С Галилеем вообще всё было непросто: когда он умер в 1642 г., Папа Римский выступил категорически против того, чтобы этого человека хоронили в Санта-Кроче. Думаю, нет нужды напоминать историю конфликта Галилея с церковью, она всем хорошо известна. Даже покровительство Медичи не спасло учёного от опалы, которая продолжалась и после смерти.

Всезнающая Википедия сообщает, что Галилея сначала похоронили в Арчетри и только через 100 лет его прах перенесли в собор. В реальности, похоже, всё было по-другому: Медичи удалось убедить папу пойти на компромисс, и учёного сразу похоронили в Санта-Кроче, вот только не там, где сейчас стоит роскошный памятник (он появился только в 1737 г.), а в скромном уголке внутри капеллы Медичи, где сейчас установлен памятный знак.

Перейдём к противоположной стене. По пути обратите внимание на памятник поэту Никколини (3) у самых дверей.


Женская фигура, использованная в оформлении монумента, весьма напоминает знаменитую Статую Свободы. Оказывается, до сих пор активно ведутся споры на тему «кто кого сплагиатил при создании статуи». Некоторые исследователи считают, что именно фигура на памятнике Никколини послужила источником вдохновения для автора «Свободы». Для справки: Статуя Свободы была полностью закончена в 1886 г., а памятник поэту датирован 1872 годом.

Ну а мы с вами уже стоим перед величественной гробницей Микеланджело (4) с монументом авторства Вазари.


Один из величайших гениев Возрождения скончался в в 1564 г. Папа Пий IV намеревался возвести ему гробницу в Соборе св. : в конце концов, для Рима Микеланджело сделал не меньше, чем для Флоренции. Но каким-то образом флорентийцы сумели тайно перевезти тело мастера в родной город, и в результате он был погребён в Санта-Кроче.

Начинаем идти вверх вдоль южного нефа собора. Справа мы видим уже упоминавшийся кенотаф Данте (5).


Между прочим, в своё время поэт учился в школе при местном монастыре. Она считалась одной из лучших во Флоренции, и среди её воспитанников было несколько будущих римских пап.



В следующей нише гробница знаменитого политического деятеля и мыслителя Никколо Макиавелли (8).


Его исследование политики как «опытной науки» и взгляды, выраженные им в книге «Государь», оказали значительное влияние как на теоретические, так и на практические аспекты политической деятельности многих известных людей, например, Наполеона. Ну а надпись на памятнике скромно сообщает, что невозможно найти эпитафии, достойной этого человека.

Продолжим наш путь вдоль южных нефов. Обратите внимание, на стене работа Донателло «Благовещение Кавальканти» (9).


На изображении ангел, принесший благую весть, преклоняет колени перед девой Марией. Говорят, что это произведение 1435 г. с самого начала размещалось в базилике и ни разу никуда не переезжало, что очень нехарактерно для шедевров той бурной эпохи. Чуть дальше вдоль стены расположено ещё несколько заметных памятников, один из них - композитору Россини (10).


При желании, вы сможете отыскать в Санта-Кроче надгробия ещё многих деятелей прошлого, ну а мы сейчас, отдав дань уважения великим флорентийцам, перейдём к осмотру знаменитых росписей в капеллах Санта-Кроче.

Капеллы базилики

Вы слышали когда-нибудь про синдром Стендаля? Это когда человеку становится плохо (учащается сердцебиение, начинается головокружение и т. п.) от переизбытка вокруг него произведений искусства. Такая вот болезнь восторга. Назван этот недуг по фамилии знаменитого писателя, который описал собственное самочувствие после посещения одного из храмов Флоренции. Наверно вам интересно будет узнать, что этим храмом был именно Санта-Кроче.

Посмотрим, что же так потрясло писателя.

Распятие Донателло

Давайте перейдём в точку, обозначенную на схеме цифрой 11, и встанем так, чтобы главный алтарь оказался справа от нас. Впереди зона, куда обычно посетителей не пускают (на плане она выделена тёмно-серым цветом). В храмах-музеях Италии часто выделяют небольшое пространство, отведённое для верующих, которые пришли именно в храм, а не в музей, и не хотят соприкасаться с туристами. В Санта-Кроче для этих целей используются именно эти нефы: слева от главного алтаря. В принципе, там нет ничего особенно интересного, за исключением деревянного Распятия Донателло 1408г (12), которое приходится разглядывать издали.


С этим Распятием связана интересная история. Как известно, Донателло дружил с не менее великим мастером Брунеллески, архитектором купола Дуомо и многих других объектов во Флоренции. Так вот, закончив Распятие, Донателло захотел узнать мнение друга Филиппо об этом произведении.


У Брунеллески вообще не было привычки хвалить чужие работы, и в этом он, похоже, не делал разницы для друзей и врагов. Поэтому он честно сообщил Донателло, что у того получился не Иисус, а «какой-то крестьянин» на кресте. Мастер, конечно, обиделся и предложил Брунеллески «показать класс» - сделать собственное распятие. Тот согласился, хотя это была, в общем, не его специализация. Ну а потом, когда Донателло увидел результат работы друга Филиппо, то был глубоко потрясён и признал своё поражение. Так ли уж плохо было его собственное Распятие, судите сами.

А если захотите увидеть произведение Брунеллески, отправляйтесь в , оно выставляется там.

Главный алтарь базилики Санта-Кроче

Сейчас мы подходим к главному алтарю базилики (13). Он притягивает к себе взгляд уже издалека, вблизи же производит совершенно фантастическое впечатление.


Стены алтаря расписаны Аньоло Гадди в конце XIV века. Здесь представлены сюжеты на тему обретения Креста Господня, детали которой взяты из популярного в Средневековье сборника христианских легенд. Когда-то на могиле Адама посадили веточку с дерева познания. Из неё выросло новое дерево, которое использовали для изготовления того самого креста, на котором распяли Иисуса. Справа обратите внимание на фреску «Святая Елена находит три креста и Крест Господень исцеляет умирающую».


Здесь интересно рассматривать детали: монах ловит рыбу с мостика, на лесоруба лает собака, в углу почему-то сидит лев. Возможно, все эти детали что-то символизируют или художник таким интересным образом создаёт нужный «мифический» колорит, не знаю.

На левой стене продолжение легенды: св. Елена привозит Крест в , но затем город захватывает персидский царь Хосров и похищает реликвию. Обратите внимание на персидские головные уборы в форме волчьих голов.


В итоге всё закончилось хорошо: Хосрова обезглавили и вернули Крест в .


Как это было принято в те годы, на некоторых фресках художник изобразил самого себя и других людей своего времени. Кстати, витражи в окнах за алтарём с изображениями различных святых тоже авторства Аньоло Гадди.

Капеллы Барди и Перуцци

Двигаемся вправо от алтаря. Первой на нашем пути окажется капелла Барди (14). Именно в ней и в соседней капелле Перуцци (15) реставраторы сумели отыскать древние фрески авторства Джотто. Их закрасили мелом в XVIII веке, видимо посчитав слишком старыми и не представляющими художественной ценности. А ведь этими фресками 20-х годов XIV века когда-то восхищались и вдохновлялись будущие гении Возрождения Микеланджело, Леонардо да Винчи!

Фрески Джотто расчистили от позднейших наслоений только к середине XIX века. В капелле Барди можно увидеть реставрированные изображения на тему сцен жизни св. Франциска. Эти фрески считаются одними из лучших в творчестве Джотто. Выше, к примеру, «Испытание огнём». А ниже «Смерть св. Франциска».


В капелле Перуцци изображения сохранились хуже (или до них ещё не дошли руки реставраторов). Здесь также сцены из жизни святых, на этот раз Иоанна-Богослова и Иоанна-Крестителя. На фото ниже «Смерть и Вознесение св. Иоанна-Крестителя».


Соседние капеллы не так популярны у туристов: в планах и путеводителях о них, обычно, ничего не сказано. Но и тут можно обнаружить массу интересного. В капелле Веллути моё внимание привлекло изображение боя архангела Михаила с драконом. Взгляните, не находите здесь ничего странного?


По-моему, художник Якопо дель Казентино (ученик Джотто) очень своеобразно представлял себе многоголовое чудовище. По идее, большое количество голов должно осложнять жизнь противникам дракона, на фреске же их функция совершенно непонятна, разве что подстёгивать укусами главную голову.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Капеллу Кастеллани (16) расписывал уже знакомый нам Аньоло Гадди, а капеллу Барончелли (17) его отец Таддео Гадди. В первой представлены самые разные религиозные сюжеты.


Вот «Видение св. Иоанна на Патмосе».


Особенно тут привлекает внимание дракон, собирающийся съесть младенца-спасителя, и сам младенец ну очень странного вида.

Вот фреска «Избиение св. Антония бесами».


Вообще, многие сюжеты капеллы Кастеллани связаны с насилием. Здесь и бедная св. Аполлония, которой истязатели выбили все зубы (теперь она покровительница стоматологов), а невдалеке кого-то переезжают телегой.


Роспись капеллы Барончелли была завершена в 1330-х годах. Считается, что фреска «Введение Богородицы в храм» - одна из первых средневековых работ с созданием перспективы.


Рядом ещё одна интересная работа - «Обручение Марии».


В руке Иосифа расцветший миндальный посох, из которого вылетела голубка (что явилось знаком его избранности). А недалеко отвергнутый жених со злости ломает собственный посох.

Также в капелле Барончелли находится красивейший алтарь, вероятно, авторства Джотто.


Капелла Медичи

Левее капеллы Барончелли находится выход в коридор (18), который ведёт в капеллу Медичи (19). Эта часовня была пристроена к базилике к 1445 г. по заказу Козимо Старшего архитектором Микелоццо. Но не спешите, в самом коридоре тоже есть на что посмотреть. Например, на картину Нери ди Биччи 1461 г. «Святая Троица в окружении святых Бенедикта, Франциска, Варфоломея и Иоанна-Крестителя».


Капелла Медичи в Санта-Кроче в архитектурном смысле оформлена скромно. Зато на боковых стенах мы видим масштабные полотна художников Возрождения: «Снятие с Креста» Аллори и «Сошествие Христа в Лимб» Бронзино.



Последняя картина особенно интересна. Лимб - это чисто католическое понятие, так обозначали место пребывания душ, не достойных быть в раю, но и не заслуживших ада и чистилища. В лимбе должны находиться души некрещённых младенцев и достойных людей (включая добродетельных язычников), умерших до пришествия Христа. Младенцы на картине Бронзино присутствуют, с ними всё понятно, а вот идентифицировать прочих людей, включая полуголых дам на полотне, довольно трудно. Вероятно, здесь есть некоторые античные философы Древней Греции и Рима, которых католическая церковь весьма почитала и переживала об их судьбе. Странные черти наверху (вы тоже видите у одного из них непонятно откуда растущие женские груди?) видимо символизируют тот факт, что, по Данте, Лимб всё-таки считался первым кругом ада. Ну а католическая церковь от понятия Лимба в итоге отказалась, причём недавно, в 2007 г.

Центральный алтарь капеллы Медичи украшает терракотовая скульптурная композиция Андреа делла Роббиа «Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми».


А сбоку от алтаря есть небольшая ниша, в которой изначально был похоронен Галилей.


Ризница и Комната с колодцем

Боковая дверь на входе в коридор перед капеллой Медичи ведёт в Ризницу («Сакристию» по-итальянски) (20). Этот просторный зал XIV века использовался в своё время для подготовки к службам и для монашеских собраний. Центральную стену Ризницы украшают работы учеников Джотто: Гадди, Аретино и Джерени. На этих фресках представлены евангельские сюжеты о распятии и воскресении Христа.


Возле противоположной стены висит Распятие авторства Чимабуэ, его история, поистине, трагична.


Во время наводнения 1966 г. с креста смыло значительную часть изображения. Причём после окончания бедствия многие кусочки были найдены в базилике, и Распятие можно было бы практически полностью восстановить. Музейные работники отлучились перекусить, оставив найденные фрагменты сушиться, а в это время в собор приехали уборщики. В соответствии с инструкцией, они начали сильными струями воды вымывать грязь из помещений храма, не обратив внимания на непрезентабельные ошмётки, лежащие на доске. Увы, с этой водой навсегда утекли и фрагменты Распятия Чимабуэ.

Горе работников музея и искусствоведов можно понять - Чимабуэ был одним из главных праотцов Ренессанса, творившим ещё в XIII веке (он умер в 1302 г.). Считается, что у него учился Джотто, между прочим, оба мастера упоминаются в «Божественной комедии» Данте:

Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена.

В Ризнице также можно обнаружить такие реликвии, как ряса и поясок самого святого Франциска - они бережно хранятся за стеклом.


Рядом находится капелла Ринуччини (21), но она обычно закрыта для посетителей, а рассматривать интерьер через железную решётку не очень удобно. Капеллу украшают фрески Джованни ди Милано.

Через южную дверь заходим в небольшое помещение, именуемое Комнатой с колодцем (22). До XV века тут действительно находился колодец: ниша в стене до сих пор напоминает о нём.


Сейчас здесь находится музейный магазин и стенды с фотографиями, в основном на тему наводнения 1966 г.


Апельсиновый дворик. Колокольня Санта-Кроче

За магазином находится застеклённая лоджия, с которой можно спуститься в уютный зелёный дворик (23).


Апельсиновым я его называю условно (просто мне запомнилось здесь апельсиновое дерево), на музейном плане он никак не обозначен, и вообще, туристам не всегда понятно, можно ли сюда спускаться, и не выход ли это из музея?


На самом деле, в этом месте находится один из входов в музей. Уж не знаю, какие группы посетителей сюда запускают, но, когда, прогулявшись, мы вернулись обратно на лоджию, у нас снова проверили билеты. Мне эта прогулка пришлась весьма кстати: уже давала о себе знать усталость, и нужно было немного отдохнуть от шедевров. Думаю, и вам будет приятно пройтись по свежему воздуху.

Через дверь на противоположном конце двора также можно смело выходить. Давайте обогнём угол собора и подойдём к колокольне Санта-Кроче (24).


Наверх, правда, подняться нельзя, но ничего страшного: во Флоренции много других превосходных обзорных площадок. Эту колокольню высотой 78 метров возвели сравнительно недавно: Гаэтано Баккани закончил её сооружение в 1865 г. В масштабах базилики Санта-Кроче 150 лет, конечно, не возраст.

Ну а теперь возвращаемся к собору, проходим внутрь через магазин и коридор, минуя капеллу Кастеллани, поворачиваем налево. Возле памятника Леонардо Бруни находим дверь (25), ведущую наружу, и спускаемся во внутренний двор (клуатр) собора (26).

Первый клуатр. Капелла Пацци

Первый клуатр представляет собой длинную аллею, ограниченную по периметру крытыми галереями.


По бокам от центральной дорожки зелёный газон, а с южной стороны среди деревьев установлена скульптура Баччо Бандинелли «Бог Отец» (27).


Обойти клуатр вы ещё успеете, а сейчас предлагаю зайти в здание, фасад которого напоминает своим оформлением триумфальную арку.


Это знаменитая капелла Пацци (28) - один из признанных архитектурных шедевров Ренессанса. Банкиры Пацци были одной из богатейших и влиятельнейших семей во Флоренции. Свою фамильную капеллу в Санта-Кроче они решили устроить отдельным зданием, в этом определённо был вызов. Пацци соперничали с Медичи и рассчитывали со временем избавиться от конкурентов и занять главенствующее положение во Флоренции. В конечном итоге всё привело к известному заговору Пацци 1478 г., когда они вместе со своими сторонниками попытались устроить переворот. Заговорщикам удалось убить брата Лоренцо Великолепного, но сам он спасся, и это предопределило исход событий. Народ поддержал Медичи, и семейство Пацци было вырезано практически полностью. Имущество их, естественно, было конфисковано, и даже фамильный герб навсегда запрещён. А вот капелла Пацци в базилике Санта-Кроче осталась: она вызывала такое восхищение у современников, что тронуть её не посмели.


Капеллу строил Брунеллески, работы велись почти 20 лет и были закончены к 1460 г. Говорят, что при сооружении капеллы Пацци мастер опробовал технику возведения купола, которую впоследствии блестяще реализовал в Дуомо. Все отмечают идеальные пропорции и простоту линий во внутреннем оформлении капеллы: купол в обрамлении боковых сводов выглядит чрезвычайно красиво.


Наверху расположена картина ночного неба со знаками зодиака. Декоративные элементы внутреннего убранства капеллы (например, терракотовые медальоны с изображением апостолов) в основном авторства Луки и Андреа делла Роббиа. А вот четыре медальона с евангелистами вокруг купола создал сам Брунеллески.



В капелле Пацци расставлены ряды стульев, так что её интерьеры можно рассматривать, удобно устроившись на одном из них.

Музей Санта-Кроче

Музей Санта-Кроче (29) размещается в здании с южной стороны первого клуатра. Прежде чем отправиться внутрь, зайдите во второй клуатр собора (30).


Его спроектировал Бернардо Росселино, и он имеет вполне традиционный для средневекового монастыря вид. Ну а теперь в музей. Он совсем небольшой, осмотр экспозиции вряд ли займёт у вас более получаса. В первых залах обратите внимание на мраморное надгробие бывшего архиепископа Миланского Кассоно делла Торре.


Жизнь его, судя по всему, была бурной: политические дрязги, заговоры, изгнания - всё как положено в средневековой Италии. Кассоно погиб во Флоренции, упав с лошади, и был похоронен в Санта-Кроче. Надгробие 1319 г. изначально находилось внутри собора.

В музее представлены скульптуры и небольшие фрески известных мастеров, например, Джотто.


В комнате рядом ещё одно Распятие (много мы их увидели сегодня), на этот раз авторства Липпо ди Бенивьени, творившего в начале XIV века.


Кстати, среди экспонируемых витражей есть и старейшие образцы, созданные Джотто для украшения базилики в период с 1305 по 1310 гг.


Последнее помещение музея - бывшая монастырская трапезная (31), на стене которой мы видим одни из самых известных и масштабных фресок Санта-Кроче: «Древо жизни» и «Тайную вечерю» Таддео Гадди 1333 года.


Здесь же немногие остатки фресок («Триумф смерти», «Ад») Андреа Орканьи, ещё одного мастера, приложившего руку к созданию первоначальных интерьеров Санта-Кроче.

Ну и не пропустите статую Людовика Тулузского, созданную Донателло примерно в 1443 г.


Долгое время она находилась в другой флорентийской церкви Орсанмикеле, потом украшала серый фасад Санта-Кроче, а после сооружения нынешнего фасада Людовика перенесли внутрь собора.

Имейте в виду, что в октябре 2016 г., когда я была здесь в последний раз, в помещении трапезной велись реставрационные работы, и посетителей внутрь не пускали. На «Тайную вечерю», правда, можно было полюбоваться и издали.


Ну а наше знакомство с Базиликой Санта-Кроче можно считать состоявшимся. Двигаемся к выходу (32) и оказываемся на площади Санта-Кроче.

Как добраться

Базилика Санта-Кроче (1) и одноимённая площадь (2) находятся практически в центре Флоренции, сюда удобно добираться пешком. Можно доехать и на автобусе, например, на маршруте С3, остановка Magliabechi.


Площадь Санта-Кроче почти не изменилась с XIV века: здесь устраивал свои турниры ещё Лоренцо Великолепный. Обратите внимание на изгибы домов на via Torta (3) - они повторяют форму амфитеатра, находившегося на этом месте в античные времена.


От Санта-Кроче рукой подать до площади Синьории (4) с её многочисленными достопримечательностями и Галереи Уффици (5). А при желании можно наоборот чуть углубиться в сторону от центра и увидеть, например, Рыбную лоджию Вазари (6), украшавшую флорентийский рынок XVI века.


А отсюда недалеко и современный рынок Сант-Амброджо (7), на котором (в отличие от центральных рынков) закупаются не только туристы, но и сами жители Флоренции.

Есть что добавить?

Почти в каждом крупном туристическом городе есть свой архитектурный символ: Эйфелева башня в Париже, Биг Бен в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колизей в Риме, Базилика Санта-Кроче во Флоренции… Базилика Санта-Кроче (иными словами – базилика Святого Креста) – одно из самых красивых и известных зданий Флоренции. Это первая и наиболее масштабная в мире францисканская церковь, кроме того, она известна фресками легендарного итальянского живописца Джотто и усыпальницами знаковых фигур итальянского искусства и науки: здесь захоронены Леонардо Бруни, Галилео Галилией, Николо Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, а также находится несколько памятных досок и кенотафов.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Первый камень будущей базилики был заложен еще в конце 13 века, а потому история основания и строительства церкви дошла до наших дней в полумистических тонах, но это лишь придает ей очарования и таинственности.

Есть красивая легенда, что первый камень базилики Санта-Кроче заложил сам Франциск Ассизский – канонизированный католический итальянский святой, который основал тот самый знаменитый на весь мир Орден францисканцев, или – Нищенствующий Орден. К сожалению, эта легенда разбивается о реальное положение вещей: Франциск никак не мог заложить первый камень церкви, ведь он умер в 1226 году, а базилику начали строить только в 1294. Тем не менее, возможно, Франциск закладывал первый камень маленькой церквушки, что стояла на месте базилики ранее, еще в начале 13 века. Но и это лишь предположение, так как никаких подтверждающих данный факт документов не сохранилось.

Зато доподлинно известно: строилась церковь силами последователей Франциска, монахами-францисканцами. К тому моменту их Орден уже довольно сильно разросся, и монахи не помещались в маленькой церквушке. Честь стать архитектором нового храма выпала Арнольфо ди Камбио – впоследствии это стало его величайшей и важнейшей архитектурной работой.

Средств на возведение храма потратили много: во-первых, в этот момент из Флоренции были выгнаны гибеллины – представители своеобразной политической оппозиции тех времен, а их состояния остались в черте города, и власть разумно распределила эти богатства, в том числе отрядила какую-то часть денег на строительство новых храмов и церквей. Кроме того, немалые суммы жертвовали и сами жители Флоренции: как представители среднего класса – ремесленники, купцы, торговцы, зажиточные крестьяне, – так и вся знать и аристократия. Последние отдавали францисканцам огромные суммы взамен на право иметь в строящемся храме именные, фамильные капеллы: Барди, Перуцци, Кастеллани, Барончелли, Медичи – все эти знатные семьи крупно вложились, чтобы остаться увековеченными в стенах храма.

Место для строительства базилики – район Санта-Кроче, – был выбран неслучайно: в те времена здесь жили бедняки – идеальная паства для Нищенствующего Ордена. Позднее здесь стали селиться ремесленники и строители, участвовавшие в возведении церкви. Историки утверждают, что позднее францисканцы вели настоящую войну за прихожан с доминиканцами и одержали победу. Причиной тому многочисленные фрески, украшающие своды базилики Санта-Кроче. Для неграмотных бедняков рисунки на потолках и стенах были как святое Писание: наглядная история основных религиозных событий в картинках, поэтому они и выбрали собор францисканцев.

Росписью внутренностей базилики занимались Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко и другие знаменитые итальянские художники. Само строительство длилось долго, почти целый век, предположительно до 1385 года. Освящение же базилики Санта-Кроче произошло и вовсе только в 1443 году.

У храма есть своя черная страница истории: в 1966 году во Флоренции произошло сильное наводнение, в отдельных районах города вода поднялась на пять метров выше привычного уровня, затопив дома, общественные постройки и храмы. Базилике Санта-Кроче тоже пришлось нелегко: отдельные шедевры художественного творчества были безнадежно испорчены. К счастью, большую часть все же удалось восстановить, но что-то так и погибло в воде.

Также следует отметить, что изначально при храме был и свой монастырь, но в конце 18 века он почти изжил себя, а в конце 19 века городские власти и вовсе задумали обустроить там музей. Сейчас музейный комплекс настолько разросся, что внимательному туристу понадобится практически целый день, чтобы тщательно его осмотреть. За последние два столетия базилика Санта-Кроче стала настоящим центром туристического паломничества и даже несколько раз появилась в массовой культуре, например, в культовой компьютерной игре Assassin’s Creed II.

Архитектура

Первоначальный архитектурный стиль постройки – готический, но отдельные части храма перестраивались или достраивались на протяжении нескольких веков, так что сегодняшний облик базилики хранит в себе мастерство архитекторов и художников сразу нескольких исторических и культурных эпох.

Построенный в 13-14 веках, храм до сих пор является самой большой и внушительной францисканской постройкой. Все его составные части – белоснежный фасад и облагороженные фресками внутренние своды, южный и северный нефы, шестнадцать именных капелл, главный алтарь, гробницы, кенотафы, мемориальные доски, – хранят в себе гордость и величие былых дней. Невозможно не восхититься красотой и богатством базилики Санта-Кроче.

Фасад

Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.

Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.

Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.

Внутреннее убранство

Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Северный неф

Что расположено в Северной части храма:

  • саркофаги Карло Марсуппини (гуманист), Ветторио Фоссомброни (политик и экономист), Ветторио и Лоренцо Гиберти (скульпторы), Галилио Галилея;
  • фреска «Вознесение Марии» итальянского живописца Аньоло Гадди;
  • несколько картин: «Ужин в Эммаусе», «Воскресение Христа», «Оплакивание Христа», «Вознесение Христа», «Снятие с креста» и некоторые другие.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Гробницы великих людей Италии

Всего в базилике Санта-Кроче более трех сотен захоронений. Все упокоенные здесь люди – известные флорентийские и итальянские политики, общественные деятели, философы, художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, писатели, поэты и ученые.

Самые известные из них:

  • Микеланджело Буонаротти, один из величайших мастеров эпохи Ренессанса; родился в 1475 году неподалеку от Флоренции, в солнечной Тоскане, и прожил почти 90 лет, оставив после себя грандиозное художественное наследие
  • Николо Макиавелли, философ, мыслитель, писатель, дипломат; родился и умер во Флоренции; с юных лет был увлечен трудами таких величайших умов, как Тит Ливий, Флавий, Цицерон, Плутарх, Аристотель, в 1532 году опубликовал и собственный знаменитый политико-правовой трактат «Государь»
  • Галилео Галилей, математик, физик, астроном; он был первым ученым, который стал наблюдать движение небесных тел с помощью телескопа, а также стал основателем классической механики; в последние годы жизни у него был серьезный конфликт с католической церковью, что, впрочем, не помешало францисканцам похоронить его в стенах католического храма

Особняком стоит имя Данте Алигьери – знаменитого уроженца Флоренции и автора «Божественной комедии». В свое время писатель был с позором изгнан из родного города и долго скитался: Верона, Болонья, Париж, Венеция, Равенна. В Равенне он, в конце концов, обосновался, прожил последние годы своей жизни и скончался от малярии.

Только после смерти писателя Флоренция поняла, какого гения потеряла. Флорентийские власти пытались потребовать у Равенны выдачи праха Алигьери, но Равенна отказалась. Спор за то, кто имеет больше прав на останки поэта, идет до сих пор, а в базилике Санта-Кроче стоит пустой саркофаг, приготовленный для Алигьери, если его прах вдруг однажды все же вернется на родину.

Время работы и цены на билеты

Режим работы базилики Санта-Кроче:

  • пн-сб 9.30.-17.30
  • вс 14.00.-17.30
  • 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 декабря 14.00.-17.30

Цены на билеты:

  • взрослый билет – 8 евро
  • детский билет (11-17 лет) – 6 евро
  • дети до 11 лет – бесплатно

Кроме того, в базилике можно взять напрокат аудиогид (аудиоэкскурсия предоставляется на нескольких языках). Это обойдется любознательному туристу еще в 1,5 евро.

Где находится и как добраться

Piazza Santa Croce, 16 – как добраться по этому адресу, расскажет вам любой флорентиец: для иностранных гостей базилика Санта-Кроче – одно из главных мест туристического и религиозного паломничества. Сюда ходит общественный транспорт (например, автобусные маршруты C1, C2, C3, 23) и с удовольствием ездят таксисты, кроме того, добраться до базилики можно и пешком: всего 20 минут от железнодорожного вокзала Флоренции. Пропустить достопримечательность практически невозможно: мало того, что она находится в историческом и культурном центре города на огромной одноименной площади, так еще и привлекает внимание своими внушительными размерами.

Кроме того, на площади перед базиликой Санта-Кроче нередко проводятся различные мероприятия, мимо которых тоже невозможно пройти: театральные и музыкальные фестивали, концерты, матчи знаменитого средневекового флорентийского футбола, больше похожие на зрелищное костюмированное шоу, чем на спортивную игру.

Посетить базилику Санта-Кроче во Флоренции стоит каждому туристу, потому что она – безусловная квинтессенция многовекового исторического и культурного пласта Италии, да и просто невероятно красивое, богатое, величественное, умиротворяющее место.

Б азилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста) — базилика в центре Флоренции.
Это самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии.

Площадь Санта-Кроче имеет форму прямоугольника, по периметру которого располагаются невысокие старинные дома, фасады которых сохранили оригинальную архитектуру. Это единственная "вменяемая" площадь в городе))) с которой можно и фасад базилики нормально рассмотреть и где дома не давят своей близостью.

Площадь вымощена брусчаткой, общая ее площадь составляет около 500 квадратных метров. Издавна она была местом проведения различных соревнований, турниров и ярмарок. Начиная с XIV века площадь Санта Кроче служит одним из главных ориентировочных пунктов во Флоренции, как для местных жителей, так и для туристов.

Орел смотрит с надеждой... по выходным тут проводятся костюмированные спектакли, которые созданы на основе местного фольклора.

Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 году относится упоминание о церкви, посвящённой ему.

Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Для ее строительства была очищена площадь от жителей в результате разрушения домов и мастерских.

Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV.

Колокольня.

Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. Вазари во Флоренции вообще много замазал шедевров признанных ныне мастеров.

Стиль храма — готический, по этой причине он выглядит менее массивным, чем Дуомо (Санта-Мария-дель-Фьоре). Церковь украшена множеством фресок и скульптур работы Джотто и других знаменитых художников и скульпторов: Донателло, Антонио Канова, Таддео Гадди, Антонио и Бернардо Росселлино и многих других.

Во внутреннем дворике похоронены многие ВЕЛИКИЕ флорентийцы. Вход туда платный. Среди них:

Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV—XVI века) — гробница работы Джорджо Вазари (1570 год), над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические фигуры, которые символизируют Живопись, Архитектуру и Скульптуру.

Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век) — уроженец Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции; саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии; надгробие работы Джулио Фоггини (1737 год).

Данте Алигьери (поэт, XIII—XIV века) — похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружёный в 1829 году (власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию, одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на кенотафе).

Витторио Альфьери (поэт и драматург, XVIII век).

Никколо Макиавелли (мыслитель, XV—XVI века) — похоронен в 1527 году; надгробие выполнено Инноченцо Спинацци (1787 год); над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии.

Михаил Клеофас Огинский (белорусский и польский композитор, автор известного полонеза).

Энрико Ферми (выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года) — в базилике находится мемориальная доска.
и многие другие...

Церковь святого Креста открыта с 9-30 до 5 вечера с понедельника по субботу. Закрыта 1 января, на Пасху, 13 июня, 4 октября, 25 и 26 декабря.
Базилика Святого Креста находится по адресу: Piazza Santa Croce, 16. Рядом находится остановка автобуса С3 Magliabechi и Tintori.

Обратите внимание на распорки. Верхние этажи домов шире. Так флорентийцы уходили от городских налогов, так как облагаемая налогами площадь дома измерялась по земле. Возможно и сейчас измеряется так же.

Фрески уже плохо различимы, но от этого здание еще красивее и таинственнее)))

Табличка говорит и показывает уровень воды во время наводнения 1557 года

Эта площадь во Флоренции мне понравилась больше всего.