Где находится дворец екатерины. Дизайн - архитектура - большой екатерининский дворец

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус Императорского лицея , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Одной из наиболее известных достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга является Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине. Его жемчужина - Екатерининский дворец. Это место каждый год принимает огромное количество туристов. Ведь побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть его самого знаменитого дворца - большое упущение для гостя города. Позвольте немного рассказать вам о Екатерининском дворце. Уверена, что виды дворца и его знаменитых залов вдохновят вас на посещение этого места.

Немного истории

Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери I, Елизавете Петровне.

С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Расстрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.

Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атланов - это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея, о котором можно прочитать . Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса - циркумференции.

Парадные залы Екатерининского дворца

Первое что вас встречает - это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.

Лестница украшена скульптурами "Просыпающийся Амур", а с противоположной стороны - "Спящий Амур". Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины "Суд Париса","Юпитер и Каллисто" и "Эней и Венера". Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.

Лестница ведет своих посетителей в залы дворца.

Большой зал

Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей - самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг - от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал оку тан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.

На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада двор ца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.

Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.

Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".

Картинный зал

В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина "Полтавская битва", сделанная по заказу I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Арабесковый зал

Арабесковый зал - один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях - отличительная черта комнаты.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.

Малиновая Столбовая использовалась для проведения настольных игр.

В Зеленой Столбовой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.

Портретный зал

В Портретном зале дворца находятся ка ртины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.

Янтарная комната

Восьмое чудо света - так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.

Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната б ыла полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.

Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кеннигксберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.

Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Работы по восстановлению дворца и интерьеров еще продолжаются. Часть комнат восстановлена, но еще многое необходимо собрать буквально по крупицам. Архитекторы скрупулезно, с помощью снимков и документов, составляют макет (деревянную модель), а позолотчики покрывают сусальным золотом каждый элемент декора. Над каждой деталью интерьера кропотливо трудится целый штат профессионалов. Их труд сложно переоценить.

Когда посетить

Когда же лучше посетить Екатерининский дворец в Царском селе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Посещая его летом, вы можете любоваться видами дворца и парка, его широкими аллеями и видом Большого озера. Конная прогулка с экипажом, на электромобиле по парку или на гандоле по Большому озеру сделают посещение Царского села незабываемым. Но летом посетителей так много, что вам придется пожертвовать своим временем стоя в очереди, чтоб попасть во дворец. Это может длиться и 20, и 40 минут. Поэтому многие советуют посещать дворец зимой, а парк - летом.

На мой взгляд, самая прекрасная пора для посещения - это ранняя осень. Период "бабьего лета" в Царском селе так любили многие писатели и поэты. Осеннее солнце еще по-летнему теплое. Листва на деревьях поражает буйством красок и сочетаний. Уже не так жарко и душно как летом, но и не холодно и дождливо, как осенью или зимой. Красота осеннего убранства деревьев ни чуть не уступает красоте дворца, а дополняет его.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. я д. 7.

Добраться до музея можно несколькими способами:

  • От Витебского вокзала идет электропоезд до станции "Царское Село". Стоимость била составит около 40 рублей. Время в пути 30 минут. Дальше до музея можно доехать на маршрутном такси №371, 377, 382 или на автобусе № 371, 382. Можно дойти пешком. Это займет примерно 30 минут.
  • От станции метро Московская идут маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена за "поющими фонтанами" у Дома Советов. Время в пути составит менее часа в зависимости от пробок. Стоимость поездки около 40 рублей.
  • Автобус №187 следует до ж/д вокзала в г. Пушкин. Время в пути составит примерно 75 минут. Стоимость проезда - 30 рублей. От вокзала можно пересесть на маршрутные такси или автобус до музея.
  • От станции метро Купчино идут маршрутные такси №№ 545, 286, 287, 347, автобус №186. Время в пути менее часа. Стоимость проезда 40 рублей.

На мой взгляд, наиболее удобный способ добраться до музея - сесть на маршрутное такси у станции метро Московская, быстро и комфортно добраться до музея.

Режим работы и цены

Режим работы дворца: 10.00 - 18.00. Касса работает до 16.45.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Для того чтобы попасть во дворец, в период с апреля по октябрь вам необходимо купить билет в парк.

Стоимость взрослого билета - 120 р.

Для учащихся школ, студентов, военнослужащих, курсантов, членов союзов архитекторов, художников, дизайнеров России - 60 р.

Для пенсионеров РФ и Республики Беларусь - 30 р.

Для посетителей моложе 16 лет - бесплатно.

Надеюсь, мой обзор был интересен и полезен. Уверена, вы получите самые приятные эмоции от посещения музея и будете возвращаться туда снова и снова!

Екатерининский дворец в царском селе является центральной частью архитектурного дворцово-паркового ансамбля в Царском селе. Ежедневно через залы этого дворца проходят тысячи туристов, а наиболее популярным местом здесь является знаменитая Янтарная комната, восстановление которой было завершено как раз к 300-летию северной столицы России. Фото и видео Янтарной комнаты можно увидеть ниже в статье.

В период военной оккупации города немцами здание Екатерининского дворца было разрушено, однако простой народ после завершения военных действий рьяно принялся за его восстановление. Но даже сейчас, спустя более чем 70 лет после окончания войны, реставрационные работы в некоторых залах дворца продолжаются. Обычная экскурсия для туристов по залам дворца занимает около часа, а в остальной период времени туристы могут совершать прогулки по Александровскому или екатерининскому парку, посмотреть на экспозиции в музее им. А.С. Пушкина.

Реконструкция

Строительство Екатерининского дворца находящемся в царском селе началось в 1717 году, а руководил им хороший архитектор Иоганн Браунштейн. В этот же период времени с восточной стороны архитектурного сооружения был создан Верхний и нижний сады, причём составными частями стали 3 террасы. В западной же части дворца был построен Зверинец, на месте которого позднее раскинулся Александровский сад.

В 1744 году были сделаны надстройки, и основное здание было связано при помощи просторных галерей с достроенными флигелями, состоящими из двух этажей. В дальнейшем дворец не раз подвергался изменениям каждый раз, когда к власти приходил новый правитель. Но самая большая реконструкция архитектурного сооружения была выполнена при правлении императрицы Елизаветы. В 1752 году она была начата, и проводилась под руководством архитектора Франческо Растрелли.

Восстановление после войны

Дворце Екатерины в царском селе был полностью разрушен во время военных действий, а большинство его интерьеров были утрачены. Многие экспонаты были потеряны ещё до второй мировой войны, когда ценные скульптуры, предметы живописи и прикладного искусства распродавались за бесценок. Некоторые ценные работы в то время перешли в Эрмитаж. В 1959 году реставрация шести залов разрушенного Екатерининского дворца была завершена, и они открылись для посетителей. В 2003 году была полностью восстановлена и главная достопримечательность дворца, называемая Янтарной комнатой. Фото и видео о которой смотрите в статье.

Архитектура дворца

Строительство величественного архитектурного сооружения протяжённостью 306 м велось искусным мастером стиля Барокко – архитектором Растрелли. Под его руководством определялись размеры архитектурного объекта, внутреннее убранство залов, интерьеры и декор фасадов дворца. Строительство Екатерининского дворца велось в период с 1748 по 1756 годы, а интерьеры строения отражают преимущественно классический и стили Барокко.

Великолепие этого дворца внутри и снаружи просто потрясает воображение! Торжественность внешнему виду сооружения придают золотистые, голубоватые и белые цвета фасада. Достойным украшением для фасадов дворца служат белые колонны, красивые фигурки атлантов и лепные элементы. Центральная часть здания соединена с пристройками-флигелями крытыми галереями. К северу от центрального здания находится дворцовая церковь, украшенная 5-ю позолоченными куполами. В южной же части здания раньше располагалось парадное крыльцо, а сейчас красуется позолоченный купол, шпиль которого украшен звездой.

Оформление интерьеров Екатерининского дворца в царском селе осуществляли несколько выдающихся мастеров, среди которых – Растрелли, Василий Стасов и Чарльз Камерон. По их проектам были созданы Большой зал дворца, несколько залов для гостевых приёмов, императорские покои, светлая галерея (самый большой дворцовый зал), Купольная столовая, Лионская гостиная, Серебряный кабинет, Табакерка, Китайский зал, Опочивальни.

Как добраться?

Добраться до Екатерининского дворца можно самостоятельно. Туристам нужно добраться от Витебского вокзала или станции метро «Московская» к железнодорожному вокзалу города Пушкин. Отсюда можно пересесть на автобус либо маршрутное такси, которые доставляют пассажиров к Государственному музею-заповеднику «Царское село». Добраться сюда без пересадок можно от станции метро «Звёздная» или «Купчино», на 186-м автобусе. Местонахождение екатерининского дворца определяется адресом улица Садовая, 7.

Что обязательно нужно посмотреть туристам

Пребывая на территории Екатерининского дворца, обязательно посетите его прекрасные и славящиеся своими интерьерами залы

Янтарная комната. Ей по праву присвоено звание Восьмого чуда света, а появилась она во дворце в 1775 году. В это время императрица Елизавета Петровна приказала перевезти в резиденцию панели из натурального янтаря, до этого украшающие Зимний дворец. Правда, этих панелей не хватило для декорирования всей комнаты, и потому архитектор Растрелли, руководивший процессом преображения помещения, принял решение дополнить декор зеркалами и росписью под янтарь. Впоследствии некоторые холсты были заменены на панели из настоящего янтаря.

Тронный зал. Самое большое по площади помещение Екатерининского дворца. Здесь – самые высокие потолки, достигающие 7-ми метров. Дополнительное расширение этой комнате придают многочисленные зеркала и огромные окна. Именно здесь в прошлых веках проводились банкеты, светские мероприятия, балы, приёмы и торжественные обеды. На потолке Тронного зала посетители смогут увидеть красивые росписи, созданные художниками Франчуоли и Вундерлих.

Арабесковый зал

Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.

Видео



Так же все выше, перечисленное. Вы можете посмотреть не только на фото, но и в небольших видео фильмах. Представить себе по истине, царское убранство и интерьер дворца. Так же если вы ранее бывали во дворце, поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями. Или подпишитесь на один из наших каналов и получайте самые свежие обзоры о Красотах России.

Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)

Рубрика: Пушкин (Царское село)

Большой Екатерининский дворец известен также как Большой Царскосельский дворец. Входит в перечень объектов культурного наследия РФ. Архитектурный стиль: елизаветинское барокко – направление в архитектуре, характерное для 1741–1761 годов, эпохи правления Елизаветы I Петровны. Самым именитым его представителем был Бартоломео Растрелли, по проекту которого и строилась эта императорская резиденция в Царском Селе.

От небольшого здания до роскошного дворца

История дворца берет свой отсчет с 1717 года. Но тогда это еще был не тот Большой Екатерининский, который мы знаем сегодня. Первоначально царская резиденция представляла собой скромных размеров двухэтажное здание. Над его строительством трудился немецкий архитектор Иоганн Браунштейн. Тогда оно задумывалось как летняя резиденция Екатерины I.

В 1843 году новая императрица Елизавета Петровна решила его расширить и обустроить. Задача была поручена архитекторам Андрею Квасову и Михаилу Земцову.

Это первое здание «продержалось» до 1752 года, и его перестроили. Так увидел свет роскошный дворец, полностью соответствующий своему высокому статусу. Во дворце предусмотрели множество служебных корпусов и даже дворцовую церковь. При оформлении не скупились на золото. Позолотой покрывали интерьеры и внутри и снаружи. Фигуры атлантов на главном фасаде и то были покрыты золотом.

Свой нынешний облик Большой Екатерининский дворец обрел именно при Елизавете. Прежнее здание даже после перестройки она сочла маленьким и несовременным. Демонтаж старого дворца и последовавшая за ним перестройка продолжались четыре года. И вот 325-метровый дворец готов! Когда его презентовали 30 июля 1756 года царским вельможам и гостям из Европы, все были потрясены великолепием и размахом.

Некоторые особенности Екатерининского дворца

Лазоревый фасад украсили белые колонны, лепнина и фигуры атлантов. Позолота придавала дворцу больше торжественности. Соединённые крытыми галереями флигели отходили от центральной части дворца. Пятиглавая дворцовая церковь сверкала золочеными куполами над его северным крылом. Над южным благородным металлом сиял купол, шпиль которого венчала многоконечная звезда. Только представьте себе: на внутренний и внешний декор использовано около 100 кг червонного золота!

При Елизавете парадные комнаты расположили на всю длину дворца – они образовали Парадную золотую анфиладу. Тогда же появились знаменитые Янтарная комната и Картинный зал. Над первой больше пяти лет трудились именитые заграничные мастера. А в зале собрали больше сотни шедевров западноевропейских художников XVII – начала XVIII веков.

Свою лепту в обустройство Большого Царскосельского дворца внесла и неравнодушная к античной архитектуре Екатерина Великая. Императрица работы по дальнейшему переустройству дворца доверила шотландскому архитектору Чарлзу Камерону. Его усилиями он обзавелся Синим и Серебряным кабинетами, Купольной столовой, двумя гостиными – Лионской и Арабесковой, и Китайским залом. При ней же появились Агатовый павильон и Камероновая галерея, Холодная баня и Зубовский корпус. Для цесаревича Павла и его жены Марии Федоровны во дворце создали Парадную голубую и Китайскую голубую гостиные, а также Официантскую, Зеленую столовую и Опочивальню.

Парадный кабинет и прилегающие к нему комнаты (архитектор В. П. Стасов) были созданы уже при Александре I Павловиче в 1817 году. Они были оформлены в ознаменование победы над Наполеоном. В 1862–1863 годах завершающим этапом перестройки стало создание Парадной лестницы.

В 1910 году дворец сменил название Большой Царскосельский на Большой Екатерининский.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Подлинная Янтарная комната, созданная немецким мастером Андреасом Шлютером для короля Пруссии Фридриха I и затем подаренная монархом Петру I, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны.

Похитившие ее нацисты сначала выставили этот шедевр в Королевском замке Кёнигсберга с 1942 по 1944 год. Но в августе 44-го после налета британских ВВС в замке возник пожар. Однако янтарные панели вряд ли могли пострадать: их упаковали и спрятали в подвалы. Когда же в апреле 1945 г. Красная Армия стала штурмовать Кёнигсберг, Янтарная комната словно канула в Лету. С тех пор о ее местонахождении ничего не известно: поиски результатов не дали.

В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.

Некоторые залы и помещения Екатерининского дворца

Парадная лестница. Роскошная лестница из мрамора в стиле рококо. Элементы декора: сквозные резные балюстрады и фигурные вазы. В лепном орнаменте – большие часы и календарь.

Картинный зал. Предназначался для дипломатических приемов. Содержит коллекцию живописи западноевропейских художников XVII–XVIII веков. Самая известная картина – «Полтавская битва», написанная по заказу Петра I.

Большой зал. В XVIII веке назывался Светлой галереей. Парадная комната в стиле елизаветинского барокко. Зал двухсветный, на всю ширину дворца. С каждой стороны имеет по 13 окон, его площадь примерно 1000 кв. м.

Китайская гостиная Александра I. Это были личные покои императора. Стены украшены портретами российских самодержцев: Петра Великого, Екатерины I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны и большим портретом самого Александра I.

Большой Екатерининский дворец вместе с Екатерининским парком составляет единый дворцово-парковый ансамбль в музее-заповеднике «Царское Село».

В результате реставрации во дворце было восстановлено 18 залов, представляющих различные эпохи в развитии отечественного интерьера.

Реставрация дворца еще продолжается, причем на строго научной основе, и до ее завершения еще далеко. Но посетители могут смотреть выставки и в пока неотреставрированных помещениях.

Адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Время работы: понедельник – с 10:00 до 21:00, среда – воскресенье – с 12:00 до 18:00. Выходные: вторник и каждый последний понедельник месяца.

Большо́й Екатери́нинский дворе́ц (также известный, как Большо́й Царскосе́льский дворец , Екатерининский дворец ) - бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга . Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга .

История

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург , в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 - после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами - циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры - Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня - отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.