Автор екатерининский дворец 1752 1756. Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)

Большо́й Екатери́нинский дворе́ц (также известный, как Большо́й Царскосе́льский дворец , Екатерининский дворец ) - бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга . Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга .

История

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург , в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 - после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами - циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры - Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня - отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Знаменитый великолепный большой Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, который представляет собой центральную часть огромного архитектурного ансамбля, располагается на территории Царского села. Каждый день его залы посещают несколько тысяч туристов со всего мира. Здание представляет собой императорский дворец, который ранее был резиденцией для Елизаветы Петровны, а также Екатерины I и Екатерины II на летнее время. Данная достопримечательность причислена к наследию Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Резиденция была названа в честь Екатерины I, по приказу которой она была построена. Начало строительства датировано 1717 годом. С этого момента здание несколько раз перестраивалось, на данный момент времени оно является ярким образцом позднего барокко.

После того, как турист выяснит адрес Екатерининского дворца, он, как правило, старается узнать, когда именно лучше всего его посетить. Однозначного ответа на данный вопрос просто не существует. Летом можно полноценно насладиться фасадами дворца, а также видами огромного парка, широкими зелеными аллеями, погулять у Большого озера. Большой популярностью также пользуется конная прогулка или поездка на электромобиле. По озеру можно проплыть на гандоле. Единственным недостатком летнего периода считается огромный приток гостей, поэтому чтобы проникнуть внутрь дворца туристу придется простоять уйму времени в очереди. Опытные путешественники утверждают, что парк лучше всего посещать весной или летом, а вот внутрь дворца можно попасть и зимой.

В литературе часто упоминается Екатерининский дворец осенью. Особенно прекрасным периодом поэтам казалось бабье лето. Воображение поражает буйство красок, листва на деревьях самых необыкновенных цветов сливается в единую композицию.

Действительно, осень для данных территориальных регионов считается благополучным сезоном для планирования путешествий. Таким образом, Екатерининский дворец в Питере можно посетить в середине – конце сентября, когда сезон дождей еще не начался, но солнце уже не так палит. Осеннее убранство сада смотрится также великолепно, как и его весенний вариант, однако с марта по начало мая питерская погода отличается дождливостью.

История Екатерининского дворца

Стоит отметить, что дворец пережил несколько эпох, именно поэтому его архитектура нашла свое отражение в каждой из них. Кроме того, свое влияние также оказали личные вкусовые предпочтения каждого из правителей тех времен, для которых здание являлось резиденцией. 1717 год считается годом начала строительства дворца, которое велось под чутким руководством архитектора Иоганна Брауештейна из Германии. Строение с самого начала было запланировано, как резиденция Екатерины I. Завершение строительства датируется 1724 годом. Согласно первому проектному плану здание представляло собой двухэтажное здание небольших размеров, выполненное в голландском стиле. Если просматривать фото Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге во времена разных правителей, можно заметить определенную динамику. Например, после того как Елизавета Петровна взошла на престол, она поручила известным архитекторам России не только увеличить площадь строения, но и благоустроить его.

Как гласит история, современные туристы видят Екатерининский дворец именно таким, каким он стал во времена правления Елизаветы Петровны.

1752 год также стал периодом изменений. Императрице показалось, что резиденция слишком тесна и старомодна, поэтому она поручила ее реставрацию архитектору, известному под именем Бартоломео Растрелли. Перестроечные работы длились четыре года. Изменения были грандиозными, именно после этого периода здание получило стиль Русское барокко, в котором оно сохранилось по сей день. Для позолоты отделки фасада ушло ста килограммов золота, которое также украсило статуи, расположенные по периметру кровли. Особым изяществом также отличается парковая зона, презентация которой вместе со дворцом состоялась в 1756 году. На тот момент Екатерининский дворец в СПБ произвел неизгладимое впечатление на иностранных послов и российских вельмож.

Парадные залы

Встречает туриста Парадная лестница, для изготовления которой был использован белый мрамор. Над ее созданием трудился архитектор по имени И. А. Монигетти. Это непревзойденное архитектурное творение занимает часть Китайского зала, который отличается особыми тематическими украшениями, среди которых фарфоровые блюда и вазы. Особое внимание также стоит уделить такой детали интерьера, как большой настенный барометр и часы. Лестницу украшают два Амура, один из которых еще крепко спит, а другой только начал просыпаться. Для оформления перекрытий и стен была использована резная лепнина непревзойденного качества. Потолочное пространство занимает известная картина «Эней и Венера», «Суд Париса», а также «Юпитер и Каллисто». Лестница проводит своих гостей к залам Екатерининского дворца в Пушкине фото которого можно просмотреть в сети:


Кроме того, имеется достаточно информации не только о выдающихся достоинствах достопримечательности, но и о том, как добраться до Екатерининского дворца, чтобы сэкономить свое время. Удобнее всего можно добраться до места назначения от Витебского вокзала, откуда отправляется электричка, следующая до платформы под названием «Царское Село». От станции доехать непосредственно до музея следует на автобусе № 371 либо маршрутном такси № 377.

Примечательно, что каждый отдельный зал представляет собой уникальную, полностью завершенную композицию, которая характеризуется умеренной роскошью. После того как турист поймет, где находится Екатерининский дворец, ему необходимо понять, что для экскурсии лучше всего выбрать время до обеда, поскольку она длится достаточно долго. В любом случае посетить само здание и окружающий его парк лучше двумя подходами, чтобы не упустить ни единой детали.

Аудиогид, билеты 700 руб, оплата картой.
Санкт-Петербург, город Пушкин, Садовая улица, 7
+7 812 415‑76-67, +7 812 415‑76-68

Цитата сообщения Культурное наследие Российской Федерации: Шедевр русского барокко- Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Екатерининский дворец) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга.



Южный фасад



Боковая сторона


Портрет Екатерины I (1684-1727), Жан-Марк Натье



Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.



В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.



В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.


Бартоломео Франческо Растрелли
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.



Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.



Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).



Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.



В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.

Янтарная комната


Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.


Восстановленная янтарная комната









В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.



C 1979 в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.















О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.









23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор

Интерьеры дворца

Малиновая столбовая






Бальный зал(Большой зал)














Золотая лепнина



Арабесковый зал,открытый в 2010 году



Голубой салон




Дворцовая церковь



Агатовая комната


Кабинет Александра 1


Парадный кабинет Александра 1

Парадная лестница



Спящий купидон







Декор стен




Барометр

Екатерининский дворец, выставка мейсенского фарфора




Зеленая столовая









Проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Царского Села. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, 49x65.5 см. Государственный Эрмитаж, получена от наследников Ч. Камерона в Лондоне, в составе его архива, 1822 г.






Кавалеоская столовая








Картинный зал





Полтавская битва,Pierre-Denis Martin (1663-1742)



Белая парадная столовая









Портретный зал














Изразцовые печи и камины












Дворцовые интерьеры



















Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)

Рубрика: Пушкин (Царское село)

Большой Екатерининский дворец известен также как Большой Царскосельский дворец. Входит в перечень объектов культурного наследия РФ. Архитектурный стиль: елизаветинское барокко – направление в архитектуре, характерное для 1741–1761 годов, эпохи правления Елизаветы I Петровны. Самым именитым его представителем был Бартоломео Растрелли, по проекту которого и строилась эта императорская резиденция в Царском Селе.

От небольшого здания до роскошного дворца

История дворца берет свой отсчет с 1717 года. Но тогда это еще был не тот Большой Екатерининский, который мы знаем сегодня. Первоначально царская резиденция представляла собой скромных размеров двухэтажное здание. Над его строительством трудился немецкий архитектор Иоганн Браунштейн. Тогда оно задумывалось как летняя резиденция Екатерины I.

В 1843 году новая императрица Елизавета Петровна решила его расширить и обустроить. Задача была поручена архитекторам Андрею Квасову и Михаилу Земцову.

Это первое здание «продержалось» до 1752 года, и его перестроили. Так увидел свет роскошный дворец, полностью соответствующий своему высокому статусу. Во дворце предусмотрели множество служебных корпусов и даже дворцовую церковь. При оформлении не скупились на золото. Позолотой покрывали интерьеры и внутри и снаружи. Фигуры атлантов на главном фасаде и то были покрыты золотом.

Свой нынешний облик Большой Екатерининский дворец обрел именно при Елизавете. Прежнее здание даже после перестройки она сочла маленьким и несовременным. Демонтаж старого дворца и последовавшая за ним перестройка продолжались четыре года. И вот 325-метровый дворец готов! Когда его презентовали 30 июля 1756 года царским вельможам и гостям из Европы, все были потрясены великолепием и размахом.

Некоторые особенности Екатерининского дворца

Лазоревый фасад украсили белые колонны, лепнина и фигуры атлантов. Позолота придавала дворцу больше торжественности. Соединённые крытыми галереями флигели отходили от центральной части дворца. Пятиглавая дворцовая церковь сверкала золочеными куполами над его северным крылом. Над южным благородным металлом сиял купол, шпиль которого венчала многоконечная звезда. Только представьте себе: на внутренний и внешний декор использовано около 100 кг червонного золота!

При Елизавете парадные комнаты расположили на всю длину дворца – они образовали Парадную золотую анфиладу. Тогда же появились знаменитые Янтарная комната и Картинный зал. Над первой больше пяти лет трудились именитые заграничные мастера. А в зале собрали больше сотни шедевров западноевропейских художников XVII – начала XVIII веков.

Свою лепту в обустройство Большого Царскосельского дворца внесла и неравнодушная к античной архитектуре Екатерина Великая. Императрица работы по дальнейшему переустройству дворца доверила шотландскому архитектору Чарлзу Камерону. Его усилиями он обзавелся Синим и Серебряным кабинетами, Купольной столовой, двумя гостиными – Лионской и Арабесковой, и Китайским залом. При ней же появились Агатовый павильон и Камероновая галерея, Холодная баня и Зубовский корпус. Для цесаревича Павла и его жены Марии Федоровны во дворце создали Парадную голубую и Китайскую голубую гостиные, а также Официантскую, Зеленую столовую и Опочивальню.

Парадный кабинет и прилегающие к нему комнаты (архитектор В. П. Стасов) были созданы уже при Александре I Павловиче в 1817 году. Они были оформлены в ознаменование победы над Наполеоном. В 1862–1863 годах завершающим этапом перестройки стало создание Парадной лестницы.

В 1910 году дворец сменил название Большой Царскосельский на Большой Екатерининский.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Подлинная Янтарная комната, созданная немецким мастером Андреасом Шлютером для короля Пруссии Фридриха I и затем подаренная монархом Петру I, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны.

Похитившие ее нацисты сначала выставили этот шедевр в Королевском замке Кёнигсберга с 1942 по 1944 год. Но в августе 44-го после налета британских ВВС в замке возник пожар. Однако янтарные панели вряд ли могли пострадать: их упаковали и спрятали в подвалы. Когда же в апреле 1945 г. Красная Армия стала штурмовать Кёнигсберг, Янтарная комната словно канула в Лету. С тех пор о ее местонахождении ничего не известно: поиски результатов не дали.

В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.

Некоторые залы и помещения Екатерининского дворца

Парадная лестница. Роскошная лестница из мрамора в стиле рококо. Элементы декора: сквозные резные балюстрады и фигурные вазы. В лепном орнаменте – большие часы и календарь.

Картинный зал. Предназначался для дипломатических приемов. Содержит коллекцию живописи западноевропейских художников XVII–XVIII веков. Самая известная картина – «Полтавская битва», написанная по заказу Петра I.

Большой зал. В XVIII веке назывался Светлой галереей. Парадная комната в стиле елизаветинского барокко. Зал двухсветный, на всю ширину дворца. С каждой стороны имеет по 13 окон, его площадь примерно 1000 кв. м.

Китайская гостиная Александра I. Это были личные покои императора. Стены украшены портретами российских самодержцев: Петра Великого, Екатерины I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны и большим портретом самого Александра I.

Большой Екатерининский дворец вместе с Екатерининским парком составляет единый дворцово-парковый ансамбль в музее-заповеднике «Царское Село».

В результате реставрации во дворце было восстановлено 18 залов, представляющих различные эпохи в развитии отечественного интерьера.

Реставрация дворца еще продолжается, причем на строго научной основе, и до ее завершения еще далеко. Но посетители могут смотреть выставки и в пока неотреставрированных помещениях.

Адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Время работы: понедельник – с 10:00 до 21:00, среда – воскресенье – с 12:00 до 18:00. Выходные: вторник и каждый последний понедельник месяца.

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус Императорского лицея , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.