Нирджа Бханот — стюардесса, спасшая сотни жизней. Героические бортпроводницы, исполнившие свой долг до конца (7 фото) Стюардесса спасла 359 жизней

Она была так молода и так красива, была такой весёлой и жизнерадостной, и ещё она любила Раджеша Кханну (знала фразы из всех его фильмов). Ещё она любила летать, любила свою работу и любила людей .

У каждого народа есть свои большие и маленькие герои . Большим отдаются ежегодные почести, о них много говорят, восторгаются и превозносят. Они известны на весь мир, который любит каждого из них по-своему безграничной, самоотверженной, безраздельной любовью. Но есть и маленькие герои, чьи поступки часто не получают должной огласки и об их подвиге знают лишь немногие. Тысячи таких людей, по сути, и составляют нашу историю.

Шикарный, очень реалистичный фильм с Сонам Капур в главной роли. Папа её, Анил Капур , я думаю, по сей день преисполнен гордости за работу своей дочери в этом фильме и за роль такой героической девушки, как Нирджа Бханот . Об этой истории я (к стыду своему) узнала только в прошлом году, (когда записывала себе на просмотр фильмы, по фильмографии Сонам ) хотя в Индии Нирджа является национальным героем, удостоенным высшей награды за мужество. И конечно же начала как можно больше читать об этой истории. И вот теперь наконец посмотрела её. Впечатления и эмоции просто захлёстывают.

Грустный фильм , но очень замечательное повествование о молодой, смелой, сильной духом девушке, которая совершила большое дело и подвиг. Снят очень реалистично и правдоподобно . Такие истории нужно снимать обязательно, и обязательно их показывать, (ведь их случается всё больше с каждым днём, во всём мире) о подвигах людей на рабочих местах, выполняющих свой долг, даже если это угрожает собственной жизни. Фильм, которых мало. Фильм про человека, которых мало… Нужно обязательно смотреть этот фильм и увидеть — какие бывают люди в этом мире и так несправедливо покидают его раньше времени…

Съёмки в ограниченном пространстве всегда даются тяжелее, но режиссёру удалось правильно передать эмоции и поведение пассажиров и террористов. В целом при ограниченном количестве действий атмосфера страха, ужаса и паники чувствовалась довольно чётко. Когда смотрела фильм, я рассуждала что у всех такие разные судьбы… но такими смелым, сильными, героическими людьми я буду всегда восхищаться. Вот иногда думаю, как бы я повела себя, в подобной ситуации… и даже не знаю. Из всех людей, кого я лично (в той или иной мере) знаю на сегодняшний день, включая саму себя, так, как Нирджа , не смог бы поступить никто. И сейчас вспоминая свои ощущения при просмотре этого фильма, (я словно сама находилась в числе этих людей-заложников), вся сущность сжимается в маленькую такую трусишку, и сидит где-то глубоко внутри, таращась на такие же напряжённые лица окружающих. А если ещё чётко представить как один из этих бородатых мужиков размахивает пистолетом перед твоим лицом, то моментально немеют ноги и руки, и начинается паника. Терроризм отвратителен. Не знаю существ в природе, способных на такой акт жестокости, кроме людей.

Фильм о стойкости, человеколюбии, отваге и настоящем героизме ! Отлично срежессировано, прекрасная игра актёров. Фильм — драма снят на высочайшем уровне — полное ощущение, что действующие актёры, играющие героев, проживают свои роли . Храбрая и не по годам решительная в своём героизме и самоотверженности девушка — такие истории надо помнить всем! Я восхищена Подвигом Нирджи !

Актёры были великолепны. Сонам просто шикарна в этой роли , прожила её каждой частичкой своей души. Незабываем и образ созданный Шабаной Азми . Она в роли матери Нирджи . Вся её трагедия, всё горе просто непередаваемы, до сих пор перед глазами стоит её взгляд, а в голове звучат её слова. Настолько реалистично сыграть горе матери потерявшей и вынужденной хоронить своего ребёнка (в каком бы возрасте он ни находился) можно сыграть только либо пережив подобное наяву, либо будучи гением. И что в данном случае изображено Шабаной , я не знаю. Надеюсь второе.

Наслаждения от фильма «Нирджа» я не получила лишь только по одной простой причине, слишком тяжёлый сюжет (до сих пор комок слёз в горле стоит) о событиях, которые происходили в реальности, и о героине, которая была молода, красива, добра, заботлива, и которой довелось оказаться старшей бортпроводницей на злополучном рейсе самолёта захваченном террористами. 7 сентября девушке исполнялось 23 года, и на её день рождения произошла такая вот трагедия. Не дай Бог кому-то оказаться в такой ситуации когда-нибудь и где-нибудь. Фильм снят весьма реалистично, интересно, драматично . Всё время вместе с пассажирами авиалайнера я находилась в страшном напряжении, волнении и переживании за жизни всех и каждого, особенно когда один психопат террорист на всех орал и размахивал оружием перед лицом людей. Да и шутка ли, более трёхсот пятидесяти человек на борту, и все в страшной опасности, и поддержать их некому, кроме молоденьких бортпроводниц, оставшихся в самолёте после бегства из него экипажа, оказывается так положено по инструкции. Возможно это и правильно, так как таким образом ломаются планы террористов захвативших самолёт. Но с другой стороны пассажиры в такой ситуации оказываются под более страшной угрозой гибели из-за паникёрства психованности и жестокости захвативших самолёт террористов.

В начале фильма, мы попадаем на праздник с песнями и танцами, но это только в самом начале, а потом вы забудете о том, чей это фильм, кто его снимал, вы просто будете смотреть и переживать. Фильм к просмотру рекомендую даже тем, кто скептически относится к фильмам индийского производства. Этот фильм не похож на типично индийский. Актёры сыграли отлично и хорошо передали драматизм событий. Фильм смотрится на одном дыхании и вызывает бурю эмоций, а после просмотра остаётся горькое послевкусие . Для меня это признак качественного кино. Люблю фильмы, основанные на реальных событиях. Можно узнать много интересного, то, что казалось бы давно ушло в историю и позабыто.

Очень часто работу стюардессы слишком романтизируют: дальние страны, знакомство с людьми, хорошее настроение, идеальная униформа. Но не каждому придет в голову, что эта профессия еще и опасная. И дело не в том, что приходится летать над облаками. Чаще всего опасность исходит от пассажиров. О героических стюардессах, сумевших не растеряться в трудной ситуации – далее в обзоре.

15 октября 1970 года своей жизнью поплатилась 19-летняя стюардесса Надежда Курченко, пытаясь помешать террористам захватить самолет. Самолет Ан-24, в котором находилась Надежда, следовал рейсом Батуми-Сухуми. Весь полет должен был занять всего полчаса. На 5-й минуте после взлета один из пассажиров вызвал стюардессу к себе, сунул ей в руку конверт и потребовал отнести его к командиру. То ли Надя на него неприязненно посмотрела, то ли у мужчины не хватило выдержки, но через пару секунд он ринулся за ней. Девушка поняла, что происходит что-то неладное и тут же захлопнула дверь каюты пилотов, преградив собой путь.

Террорист не ожидал такого отпора и попытался оттолкнуть юную проводницу, но она стала отчаянно сопротивляться. В то же время командир понял, что за дверью происходит драка и стал резко поворачивать самолет влево, вправо, вверх, надеясь сбить преступника с ног (пассажиры тогда еще были пристегнутыми). Террорист устоял и выстрелил Надежде в бедро, но хрупкая девушка продолжала сопротивляться. Тогда он выстрелил в упор.

Когда прогремели выстрелы, с кресел вскочили еще двое террористов. Они, не церемонясь, прошли по телу убитой стюардессы и проникли в кабину, требуя направляться в Турцию и угрожая взорвать самолет. Большая часть экипажа была ранена. Командир сумел посадить самолет на аэродроме Трабзон в Турции, успев передать сигнал SOS. Террористам пришлось сдаться. За мужество и героизм Надежду Курченко посмертно наградили боевым орденом Красного Знамени.

23-летняя стюардесса из Индии Нирья (Нирджа) Бганот пожертвовала своей жизнью, спасая 360 пассажиров. Это случилось в пакистанском городе Карачи. Самолет PAN AM 73 захватили радикально настроенные исламисты. Стюардесса не растерялась и сумела тут же предупредить пилотов. Они эвакуировались через аварийный люк, чтобы самолет нельзя было поднять самолет в воздух.
Сама же Нирья осталась в салоне самолета. Террористы потребовали принести паспорта всех пассажиров, чтобы казнить американцев. Отважная стюардесса спрятала документы людей, имевших гражданство США, в мусоропроводе и под сиденьями. Благодаря этому, они остались живы.

Когда пакистанская полиция приступила к штурму, а террористы начали отстреливаться, Нирья сумела самостоятельно эвакуировать пассажиров из самолета. Она уже хотела сама выбираться, но в последний момент увидела в салоне еще трех детей, спрятавшихся под сиденьями. Пока стюардесса выводила детей, исламисты заметили их и стали стрелять. Девушка закрыла малышей собой и получила смертельные ранения. Из последних сил она вывела детей из самолета, а затем скончалась.

Виктория Зильберштейн, как и многие девушки, мечтала работать стюардессой. Ее манили дальние страны, красивая униформа. Ее желание осуществилось. На момент катастрофы девушка уже два года работала бортпроводницей. В тот день Виктория находилась в самолете, следовавшем в Иркутск. Перед посадкой все происходило как обычно, звучали стандартные фразы: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни и примите вертикальное положение».

Когда началась рулежка (маневрирование движущегося по аэродрому авиалайнера за счет силы тяги двигателя), Виктория заметила, что самолет долго не останавливается. Вдруг она почувствовала толчок, в салоне погас свет и появился дым. В тот момент у стюардессы промелькнула лишь одна мысль: нужно спасать пассажиров. Виктории тут же вспомнились слова инструктора: «Девочки, при аварии главное – сделать дыру в самолете». Стюардесса дернула за рычаг эвакуационного выхода и открыла люк. Люди вылезали, скатываясь по накренившемуся крылу, Виктория пропускала их вперед, задыхаясь от едкого дыма. Затем она все-таки вышла сама.

Стюардесса была в шоковом состоянии. Только потом в больнице Виктории сказали, что у нее сотрясение мозга, самолет взорвался и, только благодаря бортпроводнице, большинство пассажиров сумело спастись.

49-летняя стюардесса Шейла Фредерик сумела спасти девочку от сексуального рабства. Тот рейс начинался как обычно: пассажиры рассаживались по своим местам, а бортпроводницы выполняли свои обязанности. Но одна пара снова и снова притягивала к себе внимание Шейлы. Казалось, что мужчина летит с дочкой, вот только он выглядел весьма прилично, а одежда девочки была похожа на лохмотья. Да еще и этот испуганный взгляд.

Шейла предложила девочке провести ее в туалет. Там она оставила записку с вопросом, нужна ли пассажирке помощь. Та ответила утвердительно. Когда самолет заходил на посадку, у трапа уже ждала полиция. Оказалось, что девочку действительно везли против ее воли, чтобы отправить в сексуальное рабство.

Стюардессы могут прийти на помощь даже тогда, когда они находятся на земле, а не в воздухе. Израильские бортпроводницы Ницан Рабинович и Мор Леви спасли от смерти 80-летнего мужчину. В тот день девушки находились в аэропорту Пекина. Они уже направлялись к своему рейсу, как вдруг Ницан заметила, что потеряла телефон. Она попросила приятельницу вернуться к станции метро и поискать его.

Когда стюардессы вернулись к станции, то увидели, как женщина кричит над лежащим без сознания мужчиной. Ницан и Мор попытались нащупать пульс, но его не было. Тут же стюардессы начали делать искусственное дыхание лежащему, как их учили на курсах оказания первой помощи. Мор приказала людям сбегать в аэропорт и принести дефибриллятор, а сама позвонила в скорую помощь. Девушки успели вовремя. Они запустили сердце китайца, и к приезду врачей мужчина даже приоткрыл глаза.

Спасение китайца заняло у стюардесс 30 минут. Они бегом помчались на свой рейс, успели и, как ни в чем не бывало, улыбались и рассаживали пассажиров по своим местам. Только после взлета девушки позволили себе расплакаться. Кстати, телефон тоже нашелся.

Прерванный полет Нирджи.

5 сентября 1986 года от рук террористов погибла стюардесса авиакомпании Pan American World Airways Нирджа Бханот. Через два дня ей должно было исполниться 23 года.

Нирджа Бханот родилась 7 сентября 1963 года в Чандигархе. Ее отцом был мумбайский журналист Хариша, матерью- Рама Бханот. Нирджа окончила среднюю школу, училась в Мумбаи. Некоторое время красивая девушка работала моделью и представляла многие известные бренды. В марте 1985 года Нирджу практически насильно выдали замуж по договоренности между родителями, но муж остался недоволен приданым и через два месяца вернул жену обратно. Если бы он ее не вернул, судьба Нирджы сложилась бы иначе. После неудачного замужества Нирджа решила стать стюардессой в Pan American, успешно прошла предварительный отбор и курсы, после чего получила работу. Девушка с детства мечтала о небе, но боялась сказать об этом родителям.

Нирджа на работе

Она была старшим бортпроводником на рейсе "PA 7", когда четверо хорошо вооружённых террористов, переодетых в форму сотрудников аэропорта, ворвались в самолёт и захватили в заложники пассажиров и экипаж. Это произошло в 5 часов утра, самолет приземлился в пакистанском городе Карачи. В кабине находились три члена экипажа: пилот, второй пилот и бортинженер. Нирджа вовремя сообщила им о захвате самолёта, и они все смогли выпрыгнуть и убежать, когда самолёт находился на бетонированной площадке перед ангаром. Нирджа оказалась старшей по званию среди оставшихся на борту членов экипажа и приняла на себя командование самолётом.

Террористы, захватившие самолёт, были членами террористической Организации Абу Нидаля, получавшей поддержку от властей Ливии. Сначала они расстреляли пассажиров, назвавшихся американцами. Затем террористы приказали Нирдже собрать паспорта всех пассажиров, чтобы выявить среди них граждан США. Нирджа незаметно спрятала документы оставшихся в живых пассажиров с американским гражданством. На протяжении еще 17 часов стюардесса откровенно морочила террористам голову, из-за чего они так и не смогли отличить американцев от неамериканцев.

Кадр из фильма "Нирджа"

Когда пакистанская полиция начала штурмовать самолёт, террористы стали стрелять и взрывать гранаты, Нирджа почти без какой-либо помощи эвакуировала всех пассажиров. Девушка сумела открыть аварийную дверь и выбросить трап, благодаря чему очень много заложников сумели сбежать из захваченного самолета. Перед тем, как эвакуироваться последней, она ещё раз осмотрелась и обнаружила троих детей, которые всё ещё прятались за сиденьями. Пока дети выбирались на свободу террористы заметили маленьких беглецов и открыли по ним огонь. Нирджа закрыла детей своим телом и была смертельно ранена. Несмотря на раны она успела эвакуировать детей...Впоследствии, один из спасенных ею мальчиков стал пилотом.

23-летняя Нирджа Бханот стала самым молодым человеком, награждённым орденом "Ашока Чакра" - наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время. Посмертно.

В 2004 году Почта Индии выпустила почтовую марку в память о ней.

Родители Нирджи Бханот получили страховые выплаты и компенсации от компании "Pan American", и учредили благотворительный траст имени погибшей дочери - "Neerja Bhanot Pan Am Trust". Этот траст каждый год присуждает две премии по 1,5 млн рупий: одну - члену экипажа самолёта, доблестно выполнявшему свой долг в тяжёлой ситуации, а другую - индийской женщине, которая сама имела серьёзные проблемы из-за приданого, оставления мужем или другой социальной несправедливости, и затем стала помогать другим женщинам, оказавшимся в подобной беде. Кроме денежного вознаграждения, лауреату вручается памятный знак, а его имя вносится в премиальный список.

В 2005 году Нирджа Бханот была посмертно удостоена американской премии "Justice for Crimes Award". Брат Нирджи, Аниш, приехал в Вашингтон, чтобы получить эту премию в офисе Прокурора округа Колумбия, в рамках ежегодно проводимой "Недели уголовного права".

К 30 -летию подвига Нирджы на экраны вышел одноименный фильм. Нирджу сыграла популярная индийская актриса и модель Сонам Капур.

Погибшие Раненые

более 150 человек

Воздушное судно Модель Имя самолёта

Clipper Empress of the Seas

Авиакомпания Пункт вылета Остановки в пути Пункт назначения Рейс Бортовой номер Дата выпуска

Самолёт

Boeing 747-121 с заводским номером 20351 и серийным 127 был выпущен в 1971 году и 21 мая совершил свой первый полёт. Его четыре турбовентиляторных двигателя были модели Pratt & Whitney JT9D-3A . 18 июня самолёт поступил в американскую авиакомпанию Pan American World Airways, где получил регистрационный номер N656PA и имя Clipper Live Yankee , впоследствии был переименован в Clipper Empress of the Seas

Экипаж и пассажиры

Национальность Пассажиры Экипаж Всего
Алжир Алжир 3 - 3
Бельгия Бельгия 2 - 2
Великобритания Великобритания 15 4 19
Дания Дания 8 - 8
Германия Германия 81 3 84
Индия 91 8 99
Ирландия 5 - 5
Италия Италия 50 2 52
Канада Канада 30 - 30
Мексика Мексика 8 - 8
Пакистан Пакистан 44 - 44
США США 18 1 19
Франция Франция 4 1 5
Швеция Швеция 2 - 2
Итого 361 19 380

Хронология событий

Террористы

Угонщики самолёта были в Пакистане задержаны, осуждены и в 1988 году приговорены к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным тюремным заключением.

Однако один из них, Зайд Хассан Абд Аль-Латиф Масуд Аль Сафарини (Zayd Hassan Abd Al-Latif Masud Al Safarini ), стрелявший в пассажиров самолёта, в 2001 году был освобождён из пакистанской тюрьмы - но вскоре был схвачен агентами ФБР в Бангкоке и доставлен в США, где его приговорили к 160 годам лишения свободы в Колорадо. Остальные четыре террориста были выпущены из центральной тюрьмы (англ.) русск. города Равалпинди в январе 2008 года; за их головы ФБР предложило награду 5 млн долларов США.

По сообщениям руководства пакистанской разведки, в январе 2010 года в ходе атаки беспилотников в племенном регионе Северного Вазиристана был убит один из освобождённых угонщиков, Джамал Саид Абдул Рахим (Jamal Saeed Abdul Rahim ). Но его смерть не подтверждена, и он остаётся в списке самых разыскиваемых террористов ФБР .

Культурные аспекты

Угон рейса 73 упоминается в рассказе Максима Шахова Русский полковник .

Фильм Нирджа показывает героическую судьбу молодой стюардессы Нирджи Бханот.

См. также

Напишите отзыв о статье "Угон самолёта Boeing 747 в Карачи"

Примечания

Ссылки

  • на YouTube - борт N656PA за 2 года до угона

Отрывок, характеризующий Угон самолёта Boeing 747 в Карачи

– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.