Масляный луг михайловского сада. История. Павильон Росси в Михайловском саду

Михайловский сад в Санкт-Петербурге - одна из удивительнейших парковых зон архитектуры XVIII столетия. Комплекс уникален тем, что он сочетает в себе сразу два стиля пейзажного и регулярного. Основателем парка считается Петр Великий. Император дал ему название «Летний сад». Сегодня площадь парка - 10 га.

Такому саду в СПб присвоили особый статус: памятник а создал его знаменитый архитектор тех времен - Карл Росси.

Историческая справка

Три века назад на территории интересующего нас парка были поселения крестьян, а также охотугодья ротмистра Канау. Но в 1716 году великий император России Петр I отдал указ по возведению Генерального плана трех Летних садов градостроителю Жану-Батисту Леблону. Первые два парка находились на землях данного Летнего сада. Третий же был нынешним садом Михайловским.

По факту, Леблон объединил участки в гигантский садовый и парковый комплекс. Задуманные им планировки Петр Великий одобрил лично. Схема дворца была идентична на 98% центральной части верха Петергофа. Там росли ели, садовники придавали им форму пирамид. Аллея каштанов вела по прямой к партеру с перголой (трельяжная беседка).

В первое время существования на юго-западе Михайловский сад в Санкт-Петербурге был спланирован как регулярный. Специалисты выращивали там фруктовые деревья, лечебные травы и полезные коренья. На территории сада были построены теплицы и парники, в которых росли экзотические растения и фрукты.

Новшества Елизаветы - дочери Петра

Дочь императора - Елизавета Петровна - в 1741 году поручила выдающемуся архитектору того времени, создать новый проект на землях дворца Екатерины Первой. Данный проект был подготовлен архитектором к весне 1743 года. Михайловский сад (СПб) представлял собой парк-лабиринт, наполненный фонтанами и скульптурами.

Обратная сторона дворца была распланирована Растрелли в виде еще одного сада, на территории которого архитектор спроектировал два пруда в форме фигур, а также разместил фонтан и цветник в виде узорного кружева. Земли распланировали с учетом четкости геометрических форм, прямых и пересекающихся аллей. А в центре выкопали пять прудов прямоугольной формы.

Михайловский дворец

Когда на Российский престол взошел Летний сад вновь претерпел массу изменений. В 1787 году на территории парка был снесен дворец. А к 1801 г. по распоряжению Павла I архитекторы возвели Михайловский дворец.

Этот замок - аналог неприступной крепости. У него разводные мосты, стены дворца окружены рвами трех каналов:

  • Воскресенского.
  • Церковного.
  • Обводного.

В это время Летний сад и получил свое современное новое название - Михайловский, или Верхний Летний сад. Планировку не изменяли на тот момент. Но после гибели Павла Первого семья самодержца оставляет замок, а парки и каналы приходят в запустенье. Спустя несколько лет, в 1822 году, дворец передали Главному Инженерному училищу.

Достопримечательности рядом

Как вы уже поняли, Михайловский сад в Санкт-Петербурге находится в историческом центре Северной столицы. Поэтому планируйте свой поход в парк тщательно, ведь он окружен музеями, храмами и памятниками.

Список достопримечательностей рядом:

  • Русский музей - 125 м.
  • Этнографический музей - 222 м.
  • Инженерный замок - 241 м.
  • Спас-на-Крови - 246 м.
  • Михайловский театр - 301 м.
  • Площадь искусств (памятник Александру Сергеевичу Пушкину) - 303 м.
  • Театральный мост - 306 м.
  • Памятник Петру Великому от Растрелли - 308 м.

Михайловский сад в Санкт-Петербурге - это объект культурного наследия Российской Федерации. Присвоен этот статус парку за его многовековую историю. За три века он повидал многое. Триста лет назад там были охотничьи угодья, принадлежавшие шведскому ротмистру Канау. А ажурная решетка-ограда парка - это еще одно произведение искусства. Она представляет собой переплетение листьев и цветов стиля модерн. Ее удерживает 36 колонн, украшенных сверху урнами и вазонами. В годы Великой Отечественной войны на территории парка были вырыты траншеи, чтобы спрятать от пуль не только солдат, но и скульптуры Русского музея. Сегодня парковый комплекс - это 10 гектаров цветущих и благоухающих газонов.

Приезжайте в Санкт-Петербург - место, достойное внимания!

Михайловский сад на улице Бахрушина сейчас единственный общедоступный парк в административном районе Замоскворечье. Здесь проходят районные праздники в День города, на Новый год, в День Победы и по случаю других памятных дат.

Михайловский сад был основан в XVIII веке, тогда это был обычный для Москвы частный сад в глубине купеческого владения. Точно такие же сады были по соседству, во владениях №№ 11, 16 или 21 на улице Бахрушина. В 1812 году пожар уничтожил все деревянные здания в окрестностях, и сразу же хозяева начали восстанавливать свои постройки. Именно тогда сложилась планировка купеческих садов Замоскворечья. Такой она оставалась до начала XX века. К 1898 году на краю будущего Михайловского сада стоял двухэтажный полукаменный дом с антресолями, выходивший фасадом на улицу Бахрушина (Лужнецкую). За домом были небольшие хозяйственные постройки. Сад занимал большую, восточную часть участка и выходил на современную Татарскую улицу.

В 1898 году это владение купил Митрофан Фёдорович Михайлов (1845 - после 1916). Его отец, Фёдор Семёнович Михайлов, происходил из мещан города Воронежа. В состав московского купечества Фёдор Семёнович вошёл в 1847 году. Занимались Михайловы производством шерстяных тканей. Фабрика Михайловых занимала корпуса, в которых впоследствии работала обувная фабрика "Парижская коммуна" (Кожевническая улица, 7, Кожевнический проезд, 1/6). Кроме своей промышленной деятельности М.Ф. Михайлов вёл общественную работу. Среди его должностей были и такие: член Совета Строгановского художественно-промышленного училища и совета Музея имени Александра II при училище, член совета Пятницкого городского попечительства о бедных. Кроме того Митрофан Фёдорович тратил большие суммы на ремесленное училище (1896 г. - 25000 рублей), на строительство жилых домов для рабочих и на три профессиональных училища (1916 г. - 300 000 рублей), увечным воинам Первой Мировой войны (1916 г.- 300 000 рублей).

Весной 1898 года М. Ф. Михайлов распорядился сломать все постройки на приобретённом участке. В саду остались стоять две беседки и колодец. Беседки часто делали просторные, с большими окнами, которые могли открываться в жаркую погоду. Фактически это были маленькие парковые павильоны. В такой беседке хозяин мог ночевать летом, чтоб избежать жары в перегретом доме. Часто в саду стояла небольшая баня. В 1899 году новый дом для М.Ф. Михайлова был построен. Его проектировал гражданский инженер Н.Г. Фалеев. Мы знаем дом сегодня как Центр детского творчества "Москворечье". На следующий год тот же Н.Г. Фалеев построил службы: каретный сарай, позже переоборудованный в гараж, конюшню на четыре стойла, погреб. В дальнем углу владения была теплица для теплолюбивых растений.

Дом имел в первом этаже террасу, на которую выходила дверь из столовой. С террасы небольшая лестница вела в парк. Так архитектор обеспечил дополнительную связь парка и дома. Интересно, что в наше время расширенная терраса служит сценой для выступлений во время праздников. Эта часть парка была отгорожена от Лужнецкой улицы каменной стенкой, чтоб взгляды прохожих не мешали хозяевам обедать и ужинать летом на террасе. Сегодня на месте глухой каменной ограды - главный вход в парк. В дальней части парка были устроены площадки для занятий спортом. В те годы большим успехом пользовались теннис, крокет, рассматривавшийся как спортивная игра, стояли качели, спортивные снаряды. Поблизости, у Бахрушиных, в саду был даже кегельбан (ныне боулинг).

После 1917 года, когда дом был национализирован, его занимали разные организации. Сад из частного и недоступного превратился в общественный парк. 2 мая 1942 года в Михайловском доме был открыт Дом Пионеров. Он существует под другим названием и сейчас. Сад стали называть Пионерским парком. Перед сценой, бывшей террасой, прямо по оси современного входа в парк, много лет работал фонтан: в глубокой чаше, ограждённой парапетом, стояли, прижавшись спинами, четыре морских конька. От фонтана перпендикулярно улице Бахрушина шла главная аллея, которая начиналась круглой клумбой. Одно время в центре клумбы стояла гипсовая фигура вождя - лучшего друга всех детей, физкультурников, спортсменов.

После 1991 года возникло новое название парка - Замоскворецкий парк, но оно было слишком общим, не отражало историю места и память о хозяевах сада - купцах Михайловых. Поэтому появилось и сразу завоевало популярность название "Михайловский сад". Историческая справедливость восторжествовала, память о благотворителях и организаторах большого шерстяного производства, построивших (не подозревая об этом) здание для Центра детского творчества "Москворечье", живёт на улице Бахрушина.

Заложенный еще при Петре I, не раз переделанный, Михайловский сад ныне восстановлен по концепции архитектора Росси, самой удачной из всех. Соседство с популярнейшими достопримечательностями Санкт-Петербурга привлекает сюда желающих отдохнуть на природе от суеты мегаполиса. Прямо от Михайловского дворца расстилается аккуратно подстриженный газон, окруженный зеленеющими деревьями.

Наглядная схема, изображающая Михайловский сад в его нынешнем облике, содержит и ряд исторических сведений. На планшете размещены планы паркового комплекса разных лет, начиная с основания в 1717 году. Дополняется информация фотографиями процесса реконструкции, выполненной на рубеже тысячелетий, после того, как Михайловский сад стал подразделением Русского музея.

Возврат к задумкам Росси воплощен в планировке, сочетающей регулярный сад французского типа по периметру с английским пейзажным парком в центральной части. Восстановлен засыпанный пруд и протока, облагорожены откосы водоемов. Обновлены и маленькие шедевры великого архитектора – павильон пристани и чугунный мостик через протоку между прудами, названные его именем.

Чтобы рассмотреть, как Михайловский сад с зеленым массивом выглядит на фоне городских достопримечательностей, уже не нужно искать снимки из космоса. Современная техника, управляемая с земной поверхности, предоставляет прекрасные виды с высоты птичьего полета. Оператор делал снимки со стороны Марсова поля, захватив объективом самые значимые строения на окружающей территории.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 1 not found.

Читатели обзора без особого труда различат и Русский музей, и храм Спаса на Крови, и Михайловский дворец. Нескольких снимков вполне достаточно для того, чтобы найти Михайловский сад среди этих заметных строений.

Пришедшие в Михайловский сад после его реконструкции отмечают значительные изменения не только в сооружениях и водоемах. Парк стал гораздо лучше просматриваться за счет уборки больных и старых деревьев, ликвидации излишнего количества молодых растений стихийного размножения.

Традиции регулярных садов предполагают поддержание именно такого облика насаждений, не допускают неконтролируемого зарастания площадей. Можно по-разному относиться к такому подходу, но он соответствует первоначальному художественному замыслу знаменитого Росси.

В чем изменился Михайловский сад

Пристальное внимание сейчас уделяется содержанию лужаек и газонов, траву регулярно стригут, высаживают растения, разнообразящие ландшафт. Как пример – использование многолетников, ранее в наших парках не встречающихся, как разнообразные хосты. На одной из аллей пришедшие в Михайловский сад видят на стволе дерева и возле него срезы деревьев разного возраста и размера.

Что обозначает эта подборка, можно только догадываться, видимых табличек с пояснениями не наблюдается. Возможно, демонстрируется динамика увеличения диаметра стволов по годам жизни деревьев. Либо близкое рассмотрение срезов позволяет определить причину ликвидации больных экземпляров?

Некоторым противоречием концепции регулярного парка является размещение здесь статуй, тем более деревянных. Раньше Михайловский сад не был выставочной площадкой, и скульптуры в нем не расставлялись. Это замечание никоим образом не критикует увиденное, тем более что статуи явно привлекают любителей снимков на необычном фоне – трава-то вся истоптана.

Еще одна группа фигур встречается дальше, это плоские силуэты карикатурных форм. Вполне возможно, что скульптуры и силуэты остались после одного из международных фестивалей Императорские сады России, которые Михайловский сад проводит примерно десяток лет. Устроители мероприятия принимают к размещению самые экстравагантные идеи в области ландшафтного дизайна.

Наш сайт будет благодарен за разъясняющий комментарий сведущему в неясных нам вопросах, особенно по поводу срезов деревьев.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 2 not found.

Постоянные посетители парка отмечают также уменьшение количества садовых скамеек на его аллеях. Связано ли это с убеждениями о здоровом образе жизни, пропагандой пеших прогулок или иными соображениями – остается догадываться.

Не утративший привлекательности как натура для художников, Михайловский сад не может обеспечить всех любителей рисования посадочными местами. Находчивые живописцы обзавелись складными стульчиками и самостоятельно обеспечивают комфортные условия для любимого занятия. Иногда художники и их неожиданные натурщики становятся настоящими находками для сюжетов фотографов.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 3 not found.

Художники располагаются не только на парковой территории, многие рисуют Михайловский сад со стороны, с противоположного берега Мойки. Сюда они с удобствами добираются на речном такси, прихватив с собой складные мольберты и прочие принадлежности.

Михайловский сад хранит творения Росси

Знаменитый архитектор построил в числе прочих работ Михайловский дворец для великого князя, в котором позднее заговорщики умертвили Павла Первого. Предлагали ему участвовать и в конкурсе проектов храма на месте гибели императора Александра II (будущего Спаса на Крови), но мастер был слишком занят. Однако оформление обширной территории между этими постройками, включая площадь Искусств, прилегающие улицы и Михайловский сад – дело рук Карла Росси.

Ему удалось создать замечательный ансамбль, со временем сгладивший в памяти людей связанные с этими местами трагические события. Росси определил расположение аллей паркового комплекса, он же создал уникальную систему циркуляции воды. В нее входили каналы у Михайловского дворца, а также пруды и протоки Михайловского сада.

Уникальным сооружением является сравнительно небольшой чугунный мостик, переброшенный через протоку между прудами в саду. В Санкт-Петербурге это единственный мост с литыми несущими балками из чугуна, этот же сплав использован для ажурного ограждения парапетов.

Береговые устои моста Росси выполнены из кирпича и отделаны блоками известняка, на них покоятся пять балок решетчатой конструкции. Парапеты закреплены на нескольких украшенных барельефами тумбах по каждой стороне пролета. Больше столетия конструкции моста были засыпаны грунтом вместе с протокой и прудом, однако вновь отливали только несколько второстепенных элементов.

Авторству Росси принадлежит пристань на реке Мойке — павильон, заказанный мастеру императорской семьей для отдыха после водных прогулок на лодках. Сейчас гранитная пристань успешно служит причалом для прогулочных катеров, которые в обратном направлении имеют гораздо более скромный причал.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 4 not found.

Следует заметить, что движение любых судов по воде левостороннее, из-за этой традиции в Англии так же движутся и автомобили. Павильон состоит из двух помещений со сквозной колоннадой между ними и общего перекрытия, а в Михайловский сад выходит полуротонда с полукруглой лестницей.

Не покидайте Михайловский сад без осмотра решетки

Одной из ярких достопримечательностей, украшающих Михайловский сад, считают чугунную решетку со стороны канала Грибоедова и храма Спаса на Крови. Проект выполнил архитектор собора Парланд, сумевший добиться гармонии ограждения со стоящим напротив живописным храмом-памятником погибшему императору. На гранитном основании расставлены кирпичные колонны в виде башен, отдаленно напоминающих церковные элементы.

Искусно выкованная решетка в виде растительного орнамента словно висит в воздухе, нет обычных направляющих в виде вертикальных или горизонтальных прутьев. Отличный пример ручной работы русских кузнецов, сумевших из нагретого металла создать произведение искусства. Удовлетворение от посещения природного оазиса в центральной части Санкт-Петербурга теперь можно считать максимально возможным, и поход захочется повторить.

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!

Михайловский сад в Санкт-Петербурге — один из самых популярных и благоустроенных парков, который находится в самом центре города. В этом редчайшем памятнике ландшафтной архитектуры XVIII — начала XIX веков на одной территории уникально соединены два различных стиля ландшафтного искусства — регулярный или французский, и пейзажный, английский. Также парк характеризует архитектурная гармония воплощенного замысла великого зодчего Карла Росси — единство здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада. Сад охраняется как объект культурного наследия федерального значения.

Площадь: 10 га

Где находится

Территория сада ограничена улицей Садовой, рекой Мойкой и каналом Грибоедова. К югу от Михайловского сада расположен Михайловский дворец, а также здания Этнографического музея и Корпуса Бенуа. Возле северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови .

Вход в сад

Посетители могут войти со стороны Садовой улицы или со стороны набережной канала Грибоедова. Стоимость входа: бесплатно.

История

Михайловский сад появился в начале XVIII века, по решению Петра I, одновременно с Летним садом . Сначала его называли Третий летний сад, потому что два первых сада принадлежали царю, а в этом начали строить замок для царицы, Екатерины I. Генеральный план трех Летних садов выполнил по заказу государя архитектор Жан-Батист Леблон. В те годы территория сада была более обширна, чем сегодня, и планировщикам пришлось осушать площадку, сооружая дополнительные каналы для отвода воды.

На нынешнем месте павильона Росси был построен компактный Екатерининский дворец с золотым шпилем, который называли «Золотыми хоромами». Вокруг были высажены плодовые деревья, ягодные кустарники, а в оранжереях выращивали ананасы и бананы. В сад привезли соловьев, наловленных в трех губерниях. Аллеи в виде зеленых коридоров чередовались с прудами, в которых разводили живую рыбу.

Анна Иоановна III, воцарившись, затеяла масштабную перестройку сада, выделив большое место для охоты на кабанов, зайцев и оленей — ягдгартен. Для охотников были выстроены специальные галереи, каменные стенки которых защищали от случайных пуль. При ней же в саду появилась мыльня — императорская баня с фонтаном и комнатами для отдыха.

Спустя годы Франческо Бартоломео Растрелли построил для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец и сад-лабиринт с главной аллеей, ведущей к Невскому проспекту. Сад был распланирован в модном тогда регулярном стиле, с крестообразными аллеями, стрижеными деревьями, фонтанами и мраморными статуями. В саду также были разбиты клумбы и установлены павильоны, беседки и горки с качелями.

С 1817 года началось строительство Михайловского дворца, после чего сад стали называть Михайловским. Его опять перепланировали, пытаясь придать более природный, «пейзажный» характер. Вместо прудов для рыбы появилась английская лужайка, на смену огородам пришли дорожки для конных прогулок. А на месте «Золотых хором» архитектор Росси выстроил павильон-пристань для малых лодок императорской семьи.

Во дворце поселился великий князь Михаил Павлович с женой Еленой Павловной, часто организовывавшей в саду обширные великосветские празднества. Михайловский сад открыли для публики в 1898 году, спустя 3 года после передачи Музею императора Александра III. Правда, согласно табличке на воротах, сад могли посещать не все: запрещено было входить солдатам и собакам.

Кованая решетка Михайловского сада

В 1881 году народовольцы смертельно ранили императора Александра II на набережной Екатерининского канала, около Михайловского сада. В память о трагедии на этом месте был построен собор Воскресения Христова, известный как «Спас-на-крови». Для того, чтобы отделить храм от Михайловского сада, была изготовлена художественная решетка в стиле модерн, представляющая собой переплетение причудливых крупных цветов и листьев, украшенных позолоченными деталями. Кованые элементы ограды чередуются с колоннами, вазонами и урнами, а на месте ранения Александра II размещена мемориальная доска.

Видеообзор ограды Михайловского сада

Современная жизнь сада

В 1999 году Михайловский сад передали Государственному Русскому музею . С тех пор идет поэтапная реконструкция сада с целью вернуть его к облику, намеченному Карлом Росси. За эти годы высаживались новые деревья, а также убирались дорожки, искажающие изначальный замысел архитектора. Возле павильона Росси появился бюст Карла Росси, также в саду установлены бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова, копирующие оригинальные скульптурные произведения XIX века.

Мероприятия в Михайловском саду

В саду регулярно организуют массовые мероприятия — концерты и фестивали. Каждое лето в Михайловском саду проводится летний фестиваль «Императорские сады России», на котором демонстрируются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна. Посмотреть на работы профессионалов и садоводов-любителей не раз приезжали члены британской королевской семьи, находящиеся в родстве с российским императорским домом.

В 2018 году местом проведения XI фестиваля «Императорские сады России» (с 21 по 27 июня) впервые выбран не Михайловский, а Летний сад. По замыслу организаторов, перенос места проведения мероприятия в любимый сад Петра I символичен для празднования 300 лет со дня издания петровского указа о проведении ассамблей. В июне 2019 года в Михайловском саду можно было проявить свои творческие способности по созданию костюмов в рамках инклюзивного проекта «Арт-превращения».

Выставки в Михайловском саду

В 2017 году в рамках фестиваля «Императорские сады России» в саду прошла выставка русского авангарда. А в мае—июне 2018 года посетители Михайловского сада могли полюбоваться на авторские скамейки, расписанные художниками, участвовавшими в международной акции «Лавка мира».

Как добраться до Михайловского сада

Сад находится в центральном районе Санкт-Петербурга, поэтому к нему можно добраться из разных районов города, выбрав наиболее удобный маршрут городского транспорта.

Неподалеку от входа в Михайловский сад расположены остановки наземного городского транспорта: автобус : № 3, № 22, № 27, № 49, К212, троллейбус : № 5, № 22 и трамвай : № 3.

От метро «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская или зеленая линия): выйти в сторону Гостиного двора , на Садовую улицу. Идти прямо, примерно через 350 м. слева будет видна решетка Михайловского сада.

От метро «Невский проспект» (Московско-Петроградская или синяя линия): выйти в сторону канала Грибоедова, по набережной пройти мимо храма «Спас на Крови». Потом вдоль ограды Михайловского сада идти до входа.

От Дворцовой площади : выйти в сторону набережной реки Мойки возле Певческого моста. Перейдя мост, повернуть налево. Потом следовать по набережной, огибая Конюшенную площадь, до второго Садового моста.

На автомобиле : сад расположен напротив Михайловского замка, на машине нужно ехать до улицы Садовой.

На такси : к Михайловскому саду удобно добираться, используя приложения для заказа такси, работающие в Санкт-Петербурге (Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim).

Видеообзор Михайловского сада

Михайловский сад на google-панораме