Как в Венгрии относятся к религии? Венгрия Католические храмы Венгрии

Следы дохристианских религиозных верований еще сохраняются у венгров в преданиях, сказках и легендах. Отголоски старых мировоззрений можно проследить также в памятниках народной эпической поэзии; о верованиях венгров до их прихода на Дунай рассказывают хроники. Например, о родовом тотемизме говорит предание о сне Эмеша, по которому род Арпадов - первой венгерской королевской династии -произошел от птицы тувул (разновидность сокола). По преданию, предком одного из венгерских родов был чудесный олень, который показал венграм во время странствий путь на их нынешнюю родину. Слово medve (медведь) попало в венгерский язык из славянского языка, потому что старое название медведя на венгерском языке было забыто, так как произносить его было так же запрещено, как у хантов и манси (табу).

Из людей, которым приписывали магическую власть, самыми интересными фигурами были шаман и его преемник - талтош. Древний шаманизм венгров, имевший много родственных черт с шаманизмом народов Сибири, исследован в недавнее время на основе венгерских сказок, легенд и суеверных рассказов. Считалось, что шаман обладал сверхъестественной властью, мог излечивать болезни. Верили, что он имел и физическое отличие от других людей-лишнюю кость, и что, впадая в транс, шаман мог побывать на небе, взбираясь на него по особому дереву. Предметы снаряжения шамана - однодонный бубен, а также совиные перья и рога, которые он носил на голове.

В период христианства преемником шамана стал талтош, который тоже, по поверью, имел какое-то физическое отличие от других людей: неправильной формы зуб либо иной заметный знак. Считалось, что он мог видеть сокровища в земле, мертвых в их могилах; мог выпросить на небе благоприятную погоду, мог лечить, предсказывать будущее; но сложный ритуал вызывания духов талтош не исполнял.

Врачеванием занимались на селе знахари, колдуны. Их лечение основывалось прежде всего на вере в сверхъестественные силы, в магию:, верили в демонов болезни, в переселение душ, в «порчу» (колдовство), неблагоприятные показания небесных светил и пр. Поэтому «изгоняли» болезнь из человека различными заклинаниями, заговорами, колдовством. Старались «обмануть» болезнь переменой имени больного, или просто меняя его кровать, белье и пр.

В XI в. венгры приняли христианство в его западной, католической форме.

В XVI в. большинство венгров стало протестантами, однако после контрреформации (XVII в.) многие вновь вернулись к католичеству. При этом среди жителей сельских городков, крепостных, даже мелкого дворянства осталось много протестантов (кальвинистов), в то время как высшие слои общества и связанные с ними социальные группы населения (слуги и пр.) в большинстве стали католиками. Венгерские протестанты были более враждебно настроены к Габсбургам, чем католики.

Обе большие церкви Венгрии имели земли, развитую школьную сеть- общественные организации, а католики к тому же - монашеские ордена.

Церковь была связана с государственной властью. Почти в каждом поселке была церковь или молитвенный дом, а также состоящий и& светских лиц церковный приход или совет. Церковь в Венгрии оказывала большое влияние на всю общественную жизнь - посредством проповедей, через школы, прессу, различные организации. Духовенство, особенно высшее католическое, служило реакции, монархии. Многие прелаты и другие духовные лица были связаны с фашизмом. Глава католиков Венгрии кардинал Миндсенти стоял в центре контрреволюционного заговора 1956 г.

В подавляющем большинстве крестьяне, мелкая буржуазия и интеллигенция соблюдали религиозные праздники, выполняли церковные предписания, крестили своих детей. Особенно религиозны были женщины.

В отношении бедного крестьянства, сельскохозяйственного пролетариата и рабочих скорее можно говорить о равнодушии к религии, чем о сознательном антиклерикализме.

В настоящее время 2 / 3 венгров - католики, почти 1 / 3 - реформаты (кальвинисты). Количество людей других вероисповеданий (лютеран, православных, униатов, иудаистов) незначительно. Это преимущественно люди других национальностей, ассимилированных венграми, или живущие рядом с ними. Задунайский край - почти полностью католический, между Дунаем и Тисой есть и католики и протестанты, в Затисской же области - большинство пр отест антов.

Из сект нового времени в Венгрии распространены баптизм и назарян- ское движение. Последователей баптизма больше среди крестьян, переселившихся в города, в то время как секта назарян прежде имела влияние в среде бедного крестьянства; из-за отказа от военной службы и требования реформ она подвергалась преследованию. Особенно было много разных сект в период между мировыми войнами, но большого влияния на массы они не оказали.

Еще и в настоящее время среди венгерского народа соблюдаются церковные праздники; особенно это относится к католикам. Большим почитанием раньше пользовались некоторые католические святые и связанные с ними праздники: святой Стефан-король, который ввел в Венгрии христианство, святая Розалия, святой Георгий - покровитель скота и др.

В обрядности религиозных праздников прослеживаются скрытые под христианской оболочкой языческие обычаи. Во многих местах сохранялись древние праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния: группа парней в масках разных животных, вооруженная палками, цепами, с большим шумом ходила от дома к дому, желая счастья в наступающем году, обильного урожая, плодородия и пр. Этот обычай, так называемый регелеш (regdles ), сходен с обычаями, распространенными у народов Балканского полуострова и Восточной Европы.

В день святого Николая (Миклоша) - распространен обычай делать подарки детям. Подарки кладут в выставленные на подоконник ботинки.

Из зимних праздников самой большой популярностью пользуется рождество. Его празднуют и католики и протестанты. Сохраняется еще обычай колядования. Отголоски старых рождественских мистерий видны в обычае «хождения с Вифлеемом»: дети, наряженные в белые бумажные колпаки, приклеив бороды, с большими посохами в руках, носят из дома в дом картонное изображение хлева и яслей и желают всем доброго рождества.

Вечером 24 декабря - основной праздник. В домах зажигаются елки, сервируется праздничный ужин. Существует обычай в этот день обмениваться подарками.

К рождественским близко примыкает крещенский обряд хождения «трех королей» со звездой; они в песнях, в стихах рассказывают о своем странствии и цели его - достичь города Вифлеема.

Пасхальное «обрызгивание» - также старьщ, известный во многих европейских странах обычай, представляющий, в сущности, магию плодородия. Позже он превратился в шутливое развлечение. На пасху принято красить яйца. Крашеные яйца в Венгрии найдены в могилах периода аварского господства в Венгрии, что указывает на древние, дохристианские корни этого обычая.

Троицын день - старый весенний праздник. В этот день с поздравлениями ходят девушки. В день святого Ивана (Яноша) в деревнях молодежь поет песни возле зажженных костров, парни прыгают через них.

Следует упомянуть, наконец, храмовые праздники (bucsu ) - день святого покровителя местной церкви. Эти праздники имеют отчасти церковный, отчасти светский характер (ярмарки, народные развлечения).

Венгерская Республика Советов 1919 г. подготовила почву для тех перемен в отношении к религии, которые наступили после 1945 г.

С 1945 г. в Венгрии церковь отделена от государства. По конституции, гражданам обеспечивается свободное отправление религиозных культов, а государство по соглашению с церковью оказывает ей некоторую материальную поддержку. В школах существует факультативный курс закона божьего, который дети могут посещать по желанию родителей. Большинство населения Венгрии, за исключением, пожалуй, мужской части рабочего класса, еще не порвало с религией. Сейчас можно говорить лишь о распространении безразличного отношения к церкви, но даже среди молодежи, большинство которой равнодушно относится к религии, лишь небольшая часть сознательно антирелигиозна. За последние 15 лет благодаря быстрому росту культуры, грамотности сложилась благоприятная обстановка для антирелигиозной работы.

Католики, протестанты, православные христиане, иудеи – на территории современной Венгрии живут представители различных религий. Традиции веротерпимости государства уходят корнями далеко в прошлое. Сегодня это многоконфессиональная страна, где свобода вероисповедания имеет большой вес и закреплена законом.

Что говорит закон

Закон о религии был принят в 1990 году. Зарегистрировать религиозную организацию в государстве мог любой желающий, если предоставит в соответствующие органы ее устав, список из не менее сотни последователей, руководителя и центр. «Церкви» полагались субсидии на недвижимость и государственная помощь на содержание конфессиональной школы.

Новое законодательство в 2011–2012 гг. признало только 14 религиозных организаций из трех с половиной сотен существующих. К ним отнесли те, которые насчитывали не менее тысячи верующих и функционировали в организованной форме более 20 лет. Государственную поддержку получили только католицизм, протестантизм, православие, иудаизм и Церковь веры.

С 1998 г. верующие добровольно перечисляют 1 % подоходного налога в адрес религиозной организации. Заниматься предпринимательством, например, сдавать в аренду помещения, по закону им запрещено. С 2002 г. государство оплачивает содержание духовенства в малых населенных пунктах, выделяет средства на ремонт занятых ими архитектурных объектов.

Религиозная свобода венгров номинально закреплена Конституцией 1949 г. После многочисленных столкновений между религиозными организациями и коммунистическим режимом консенсус наконец был достигнут. В конце ХХ века под эгидой церкви в стране было открыто много школ и общественных учреждений, не обошлось без поддержки государства.


Верующие в Венгрии

Так сложилось исторически, что в государстве преобладает католицизм. Католическая церковь состоит из девяти епархий и четырех архиепархий-митрополитий с духовным центром в северном городе Эстергоме. Протестанты, приверженцы кальвинизма, посещают Венгерскую реформатскую церковь, которая насчитывает более тысячи приходов.

По географическому принципу в Задунайском крае преобладают католики, а в Затисской области – протестанты. Между Дунаем и Тисой их количество примерно одинаковое. Представители остальных конфессий распределены по всей территории равномерно.

На фоне миллионов католиков и протестантов численность прихожан православной церкви в Венгрии достаточно скромная. Среди 15 тыс. христиан – украинцы, русские, румыны и сербы в юрисдикции Сербской, Русской, Румынской православной церкви. Верующие посещают также Будимскую епархию в Сентендре и приходы Константинопольского патриархата.


Таблица 1. Количество верующих в Венгрии

Свобода совести в Венгрии

Церковь отделилась от государства в этой стране в 1945 г. С тех пор закон гарантирует гражданам свободу вероисповедания и совести, прописанные в Конституции. Любой житель может сам выбрать религию, выполнять религиозные и ритуальные обряды, иметь личные убеждения или причислять себя к атеистам, как делают более 14 % населения.

Курс Закона Божьего, который преподают в школах, – факультативный: дети посещают его по желанию родителей. В стране царит благоприятная атмосфера для приверженцев любой религии: венгры, католики и протестанты настроены доброжелательно и к православным, и к иудаистам, и к мусульманам.


Как венгры относятся к религии

Проблема воинственного настроя между конфессиями возникла в стране в XVI веке с появлением реформатов-кальвинистов, боровшихся с устоявшимся католицизмом. В ХХ в. напряженность утихла. Сегодня представители Старой церкви воспитывают у своих последователей терпимость к Новой, и в этом их всецело поддерживает закон.

Сформировавшаяся свобода вероисповедания способствует благоприятной обстановке в стране в отношении религии. Большинство граждан Венгрии по-прежнему толерантны к религиозным организациям, посещают их и воспитывают детей в духе такого же менталитета. Отношение к религиозным меньшинствам совершенно не агрессивное.

В последнее время наметилась тенденция безразличия к церкви, особенно среди молодежи. Люди намеренно избегают эту сторону жизни, уделяя внимание пабам, фестивалям, спорту и другому прогрессивному досугу. Несмотря на такое отрицание, процент тех, кто сознательно считает себя атеистом, незначителен.

Есть ли в стране государственный контроль над религией

Представители Старых церквей регулярно выдвигают предложения о создании единого общественного или государственного органа для контроля религиозных дел. Поскольку достичь согласия с остальными сторонами не удалось, в государстве по-прежнему нет института, который бы решал, что считать церковью, а что нет. По сей день это прерогатива закона.

Поскольку в Венгрии отсутствует единая государственная религия, прихожане официально не платят налоги, как это происходит в ряде стран, например, в Германии, Австрии, Дании или Финляндии. Религиозные организации имеют право собирать пожертвования на добровольной основе, однако единого госоргана, который бы контролировал эти приходы, не существует.


Свобода вероисповедания имеет настолько широкие границы, что в стране периодически регистрируют религиозные заведения, очень далекие от традиционной религии. Так, уже официально существуют церковь веселья, ведьм, жриц-весталок и даже рожающих на дому!

Отношение к религиозным праздникам

Венгерский народ, особенно приверженцы католицизма, скорее по традиции, чем по убеждению, чтит церковные праздники. Во многих местах выполняют древний языческий обряд, приуроченный ко дню зимнего солнцестояния. В день святого Миклоша детям дарят подарки. Зимой празднуют Рождество, а за ним идет крещенский обряд хождения «трех королей» со звездой.

Пасхальное обрызгивание, некогда таящее в себе магию плодородия, сегодня превратилось в веселое развлечение. На Пасху здесь традиционно красят яйца, в день святого Ивана (Яноша) молодежь собирается вокруг зажженных костров. Не забывают и храмовые праздники – дни святых покровителей местных церквей: в их честь проводят ярмарки и народные развлечения.

Заключение

Отношение к религии в Венгрии далеко не всегда было таким спокойным и благоприятным, как сейчас. Сегодня право на свободу вероисповедания и совести не просто закреплено законом, но и поддерживается венграми. В стране много церквей разных конфессий, в том числе православных. Посещение приходов не облагается налогом в отличие от других европейских государств.

Имеете собственное мнение о религии в Венгрии? Поделитесь им с нами или задайте вопрос в комментариях к этой статье.

Как и в большинстве стран Европы, наиболее влиятельной и распространенной религией в Венгрии является христианство. Согласно данным за 2011 год порядка 3,9 миллионов человек причисляют себя к католикам, а это более чем треть всего населения страны. Однако Венгрия - богатое в плане религиозных направлений государство, и одним лишь католицизмом религиозное разнообразие не заканчивается.

Краткая сводка о стране

Венгрия как государство ведет свою историю с 895 года - с года образования Венгерского княжества. Поскольку страна расположена в Центральной Европе, у нее нет выхода к морю. Граничит с Австрией, Словакией, Румынией, Хорватией. На карте Венгрия занимает территорию в 93 тыс. км 2 , на которой проживает 9,8 млн человек (92% из них - венгры). Порядка 1,7 млн живут в столице государства - Будапеште.

Венгрия с 1999 года является членом НАТО, в 2004 году вошла в состав Европейского союза. Экономика страны стабильно развивается, о чем говорит не только относительно высокий ВВП - 152 млрд долларов (15500 на душу населения), но и темп его роста - 4% за 2017 год. Также высок и индекс человеческого развития - 0,83 (37-е место в мире).

Краткая сводка о религии

Более 2/3 жителей Венгрии верят в Бога - это более 5 млн человек. Согласно данным исследований за 2011 год 2,7 млн человек отказались отвечать на вопрос о своей принадлежности к какой-либо религии. Порядка 1,8 млн жителей не относят себя ни к одной из существующих религий. Большая часть верующих, более трети всех жителей страны, являются католиками и греко-католиками.

Помимо католицизма, одной из ведущих религий в Венгрии является протестантизм в виде двух его главных направлений: кальвинизма и лютеранства. Число кальвинистов значительно превышает число лютеран - 1,2 млн прихожан против 215 тыс. Незначительно число православных и иудеев, их общее количество не превышает 25 тыс. человек.

В Венгрии довольно снисходительные законы в отношении религиозных организаций. В стране их насчитывается более 300, однако государственную финансовую поддержку получили только 5 религий. Это мировая религия - христианство (католичество и православие). Помимо нее, нашло поддержку протестантство, иудаизм и Церковь веры. С 1998 года прихожане любой церкви могут по своему желанию отдавать в распоряжение религиозной организации 1% от подоходного налога.

В последнее время в Венгрии наблюдается тенденция сокращения числа верующих: за 10 лет число католиков уменьшилось с 5,5 млн до 3,8 млн, а протестантов - с 2 млн до 1,3 млн человек. Также в два раза увеличилось количество людей, не пожелавших отвечать на вопрос корреспондентов о религиозной принадлежности - до 2,7 млн человек.

Католицизм в Венгрии

Христианство в виде католичества начало распространяться среди венгров еще в 950-х годах, что связано с деятельностью миссионеров из Германии. Вопросом религии впервые вплотную занялся князь Стефан I, в крещении Иштван I Святой (1001-1038). После принятия титула короля Венгрии он начал насаждение новой веры. При нем в государстве были образованы 2 архиепископства и 8 епископств, построены первые монастыри, велось активное проповедование христианства миссионерами. После его смерти оставшиеся язычники объявили восстание, которое было быстро подавлено.

До самой реформации большая часть венгров оставалась католиками. Однако уже к концу XVI века в Венгрии сильно закрепились протестантские настроения. На данный момент протестантов в стране в 3 раза меньше, чем католиков - главенствующей религией в Венгрии остается католицизм. По состоянию на 2011 год церковь, состоящая из 5 архиепархий и 10 епархий, насчитывает 3,9 млн прихожан. Примасом Венгрии - главой католической церкви в стране - сейчас является кардинал Петер Эрде.

Католические храмы Венгрии

Помимо 16 «малых базилик» - храмов, которым папой римским был дан особый статус в силу их древности и исторической важности - в Венгрии находятся две главные базилики: святого Адальберта и святого Иштвана. Первая находится в городе Эстергоме - духовном центре страны.

Базилика святого Адальберта (Эстергомская базилика) является не только самой крупной церковью Венгрии, но и высочайшим зданием страны. Соотношение длины и ширины строения составляет 118 на 49 метров, соответственно, высота - 100 метров. Архитектурный стиль, в котором построена базилика - неоклассицизм. Эстергомская базилика ведет свою историю с начала XI века, со времен правления Иштвана I. Сейчас же она является кафедрой венгерского примаса.

В Будапеште, столице Венгрии, находится второй по значимости храм - базилика святого Иштвана. Строительство собора началось в 1851 году и длилось 54 года. В 1905 году храм был освящен и 33 года спустя ему был дан статус малой базилики. По масштабам Будапештская базилика меньше, чем Эстергомская. Однако высота в 96 метров позволяет причислить ее к одним из наиболее высоких зданий Венгрии. Архитектурным стилем базилики святого Иштвана является неоклассицизм.

Протестантизм в Венгрии

Идеи и настроения начала XVI века, рожденные деятельностью Мартина Лютера и давшие начало периоду Реформации, не обошли стороной и Венгрию. В 1520-х годах протестантизм в лице лютеранства начал распространяться сначала среди немецкоязычного населения, а потом и среди высшего сословия, духовенства. Уже по прошествии полувека порядка 80% населения Венгрии исповедовало протестантизм, но кальвинистского толка.

Ситуация не изменилась и во время турецких завоеваний XVI-XVII веков. Османы снисходительно относились к вероисповеданию венгерского народа. Однако в начале 1720-х католицизм сильно теснит позиции протестантизма: переход в него считается преступлением, деятельность протестантов сильно ограничивается. На данный момент их число меньше числа католиков - порядка 1,4 млн человек. Причем большая часть протестантов на карте Венгрии сосредоточена в Затисской области. Большинство из них являются прихожанами Венгерской реформаторской церкви.

Православие и православные храмы

Исторически сложилось так, что в Венгрии число православных не превышает 1% от общего числа всех верующих. По состоянию на 2011 год к православию относят себя всего 13,7 тыс. человек. Более половины из них - сербы, предки которых переселились в Венгрию еще в 1690 году. Остальную часть составляют украинцы, румыны, русские. Православные верующие в Венгрии являются прихожанами Сербской православной церкви.

Главным православным храмом в стране служит Успенский кафедральный собор в Будапеште. Его строительство началось в 1791 году и было закончено за 10 лет. Оформлен в стиле барокко. С 1950 года собор находится под юрисдикцией Русской Православной Церкви. На данный момент Успенский кафедральный собор является действующим: ежедневно в нем проводятся богослужения. Они все проводятся на венгерском языке. В 2016 году власти Венгрии выделили средства в размере 100 млн венгерских форинтов для восстановления разрушенной во время Второй мировой войны второй башни собора.

Иудаизм и иудейские храмы

Большая часть евреев проживает в столице страны - Будапеште, в квартале Пешта - равнинной части города. Всего в Венгрии насчитывается порядка 48 тыс. этнических евреев, их них 10 тыс. исповедуют иудаизм. Число еврейского населения в стране не так велико в силу разрушительных последствий Первой и Второй мировых войн, Холокоста и венгерских событий 1956 года.

Главным иудейским храмом в Венгрии служит Большая синагога в Будапеште, которая по совместительству является самой большой синагогой в Европе. Этот крупный храм вмещает в себя 3 тыс. молящихся, что возможно благодаря огромной площади помещений в 1200 м 2 . Он строился в течение 5 лет, в период с 1854 по 1859 года. Оформлен в неомавританском стиле архитектором Людвигом Ферстером.

Общий вывод

Наиболее распространенной религией в Венгрии является католицизм, на втором месте - протестантизм. Католическая церковь в стране по состоянию на 2011 год насчитывает 3,9 млн прихожан, что однако на 1,7 млн меньше, чем в 2001 году. Что касаемо протестантизма, в Венгрии более распространен кальвинизм (1,2 млн человек), чем лютеранство (215 тыс. человек). Государство материально поддерживает христианство, протестантство, иудаизм и Церковь веры.

В Венгрии много храмов и соборов различных конфессий. Особенно среди них выделяются католические храмы - базилики. В Эстергоме и Будапеште находятся два главных собора: базилики святого Адальберта и святого Иштвана. Помимо базилик, в Венгрии есть и другие храмы: православные, протестантские, иудейские. Из православных соборов наибольшую известность имеет Успенский кафедральный собор, из иудейских - Большая синагога, расположенная в Будапеште.

И др. Число последователей религий, не относящихся к католичеству и протестантству не превышает в сумме 0,5 %. Число атеистов и агностиков , согласно данным переписи, 1 483 369 человек (14,5 %). Около 10 % граждан Венгрии отказалось отвечать на вопрос о религиозной принадлежности.

История

Граждане Венгрии по религиозной принадлежности :
Деноминация Население %
Христианство 7 584 115 74,4
Католицизм 5 558 901 54,5
Латинский обряд 5 289 521 51,9
Греко-католики 268 935 2,6
Протестантизм 1 985 576 19,5
Кальвинизм 1 622 796 15,9
Лютеранство 304 705 3,0
Баптизм 17 705 0,2
Другие 40 370 0,4
Православие 15 298 0,1
Прочие христиане 24 340 0,2
Иудаизм 12 871 0,1
Прочие религии 13 567 0,1
Всего религиозных 7 610 553 74,6
Атеисты и агностики 1 483 369 14,5
Отказались отвечать 1 034 767 10,1

Венгры в период своего переселения в Европу оставались язычниками . После их поселения в Придунайской низменности ряд христианских миссионеров с Запада предпринимал попытки обратить их в христианство, однако до начала XI века они были безуспешными. Первым христианским королём страны стал Иштван I , впоследствии канонизированный, как и его сын Имре . В первой половине XI века большая часть венгров приняла христианство латинского обряда, значительную роль в обращении венгров сыграл Герард Венгерский . Языческая реакция после смерти Иштвана I была вскоре подавлена. Большую роль в укреплении позиций католичества в стране сыграл король Ласло I , также впоследствии канонизированный.

Католицизм

Духовными центрами страны считаются Эстергом , где находится крупнейшая церковь страны - базилика Святого Адальберта , и аббатство Паннонхальма .

Протестантизм

Кальвинисты

Согласно переписи населения в Венгрии проживает 1 млн. 622 тыс. кальвинистов (2001) . Большинство из них являются прихожанами Венгерской реформатской церкви (венг. Magyarországi Református Egyház ). Церковь насчитывает более 1200 приходов, объединённых в 27 епархий (hu:Egyházmegye).

Епархии объединены в 4 церковных округа (hu:Egyházkerület) :

Православие

Источники

Напишите отзыв о статье "Религия в Венгрии"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Религия в Венгрии

– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.