Как планировать маршрут путешествия. Как планировать путешествие на автомобиле? Карта для составления маршрута путешествия

Грамотно составленный маршрут путешествия - это основа любой самостоятельной поездки! От того, насколько хорошо Вы составите маршрут самостоятельного путешествия зависят и Ваши расходы, и Ваш комфорт, и Ваши впечатления. Неважно, куда Вы собираетесь - в одну страну или сразу несколько... На европейские каникулы, за азиатской экзотикой или из столицы в деревню к бабушке... Главное - знать, с чего начать, и учесть все важные нюансы. Если у Вас хороший маршрут путешествия - поездка будет удачной!

В этой статье мы не коснемся автотрипа (путешествия на автомобиле) - это большая тема для отдельной статьи со своими тонкостями и нюансами...

Итак, с чего же начать составление маршрута путешествия?

Для начала, не зацикливайтесь и не считайте его законом, обязательным к неукоснительному исполнению. Ничего хорошего не выйдет, если Вы распланируете свое путешествие слишком тщательно, расписав каждый километр и каждую минуту поездки... Почему?

Во-первых , у Вас никогда не получится следовать слишком распланированному маршруту. Это невозможно!

Путешествие как брак. Главное заблуждение – думать, что у вас все под контролем... Джон Стейнбек

Ваш маршрут, наверняка, неоднократно поменяется в процессе его составления, и с большой долей вероятности - в процессе путешествия. И это хорошо!

Во-вторых , Вы не получите от настолько спланированного путешествия удовольствия. Ведь, согласитесь, не слишком увлекательно заниматься сексом строго во вторник в 23:00 и в субботу ровно в 15:00... В путешествии, как и в сексе, должна присутствовать доля спонтанности, фантазии и экспромта! Только тогда Вы получите от него удовольствие.

Но, спланировать основные этапы и учесть важные нюансы все-же придется...

Хороший маршрут путешествия. Этапы составления

Сроки, ориентировочные даты и бюджет.

Определитесь, когда и на сколько Вы хотите отправиться в путешествие и сколько Вы готовы на него потратить? И помните - путешествовать можно практически за любые деньги!

Наш опыт: Мы потратили на два абсолютно разных путешествия (включая авиабилеты, транспорт, отели и питание) абсолютно идентичные суммы в рублевом эквиваленте... 10 дней "медового месяца" на Мальдивах (с одним перелетом туда-обратно) в 2008 году и почти 3 месяца в Азии с двумя детьми через Гонконг, Филиппины (Манилу и Миндоро), Малайзию (Куала-Лумпур и Лангкави), Таиланд (Ао Нанг, Краби) и Стамбул (6 перелетов, паром, автобусы и пр.) в 2014 году. Обе эти поездки, причем совершенные с разницей в 6 лет, обошлись нам примерно в 150 тысяч рублей. Соответственно, первая поездка обошлась в 15"000 рублей в день на двоих, вторая - почти в 10 раз дешевле на четверых!!!

Чем дольше путешествие, тем дешевле оно обойдется в сутки.

Пункт назначения.

Решите, куда Вы хотите поехать? О чем Вы мечтаете? Объехать всю Европу или посетить все достопримечательности Парижа? Узнать всю Юго Восточную Азию или провести неделю в Тибете? Насладиться пляжами Карибских островов или городами Золотого Кольца России? Какая бы ни была мечта - это Ваша мечта и она выполнима!

Откройте карту Мира и Интернет. На этом этапе у Вас уже будет предварительный маршрут путешествия. Вы определитесь со страной/странами и городами.

Обязательно поинтересуйтесь в Интернете климатом и погодой в регионе на выбранные даты, чтобы не попасть в "сезон дождей" и не прятаться в здании отеля от тропического ливня или урагана.

Визы.

В большинство азиатских стран визу заранее можно не оформлять - она выдается автоматически по прибытии, в среднем, на срок от двух недель до месяца. А вот в большинство европейских стран понадобится "шенгенская виза".

В любом случае, перед поездкой обязательно выясните актуальные визовые требования интересующих Вас стран. Надежнее всего это сделать на сайтах консульств и официальных визовых центров.

При поездке в Европу, выбирайте страной первого въезда или самого длительного пребывания те страны, в которые оформить и получить "шенгенскую" визу проще. Например: Финляндию, Чехию, Испанию...

Как добраться?

Есть множество способов отправиться в путешествие! На автомобиле или автостопом, на автобусе или поезде, ну и конечно же на самолете... Самолет - самый популярный вариант. И, при поиске авиабилетов к пункту назначения, путешественника очень сильно выручит Aviasales - поисковый сайт-агрегатор, который найдет для Вас самые дешевые авиабилеты по всему Миру! Причем, абсолютно бесплатно !

Ищите билеты заранее. При поиске авиабилетов пробуйте менять даты, города и аэропорты вылета и прилета. Используйте "Календарь низких цен" и "Карту низких цен" . Билеты, купленные за несколько месяцев до путешествия, с вылетом в середине недели и прилетом в соседний аэропорт, могут оказаться в разы дешевле!

Подробнее обо всех нюансах покупки авиабилетов можно прочитать в отдельной статье: Как купить дешевые авиабилеты?

Иногда, при посещении нескольких стран, есть смысл заглянуть и напрямую на сайты low-cost авиакомпаний в поисках акций... Недорогих low-cost авиакомпаний много и в Европе, и в Азии. И билет на самолет в соседнюю страну очень часто можно приобрести буквально за 10 евро!

При перемещении по стране или в соседние страны одного региона, не стоит забывать и о другом транспорте помимо самолетов... В Европе очень развито скоростное железнодорожное сообщение (например, поезда TGV ). А в Азии можно очень дешево добраться куда угодно на автобусах и паромах .

Мы замечательно, быстро и недорого добирались из Амстердама до Парижа в Европе. Да и в Азии (Таиланде, Малайзии, Филиппинах) пользовались паромами и автобусами неоднократно - чтобы добраться из Манилы до острова Миндоро, чтобы добраться из Бангкока в Паттайю или на остров Ко Чанг, чтобы добраться с острова Лангкави в Таиланд до Краби и Ао Нанга... Но первоначально попасть к основному месту назначения быстрее и удобнее все-же на самолете...

На этих этапах маршрут Вашего путешествия, скорее всего, будет откорректирован. На него повлияют цены на билеты, даты вылетов, а может и визовые требования.

Наш опыт: Когда мы собирались в Таиланд (Бангкок, Паттайя, остров Ко Чанг) и подобрали билеты авиакомпании Emirates с пересадкой в Дубае, мы узнали об услуге авиакомпании под названием "Остановка в Дубае" (Dubai Stopover) . В рамках этой услуги Emirates можно с очень хорошей скидкой получить кратковременную визу ОАЭ, отель и трансфер. Соответственно, мы приняли решение воспользоваться услугой "Остановка в Дубае" (Dubai Stopover) и на обратном пути из Таиланда провели один незабываемый день в Дубае .

Наш опыт: Когда мы планировали поездку в Амстердам и Париж, мы узнали, что очень дешево долететь до Амстердама из Хельсинки, да и финскую визу оказалось оформить гораздо проще французской... А авиабилеты из Парижа в Москву оказались намного дешевле не напрямую, а через Берлин... В итоге, мы побывали еще и в Хельсинки, и в Берлине.

Достопримечательности.

Где Вы хотите побывать, куда съездить и что увидеть? Это - самый интересный и увлекательный этап составления маршрута путешествия. При планировании, Вы уже очень много узнаете о культуре и истории страны, ее кухне, природе, красивых местах и достопримечательностях... А предвкушение, как известно, еще больше усиливает аппетит...

На этом этапе очень важно не только выбрать места и достопримечательности, но у узнать, как они работают, сколько стоит посещение и как до них добраться! Да, и не гонитесь за всеми достопримечательностями или самыми популярными... Выберите те достопримечательности, которые наиболее интересны именно Вам. А при составлении маршрута их посещения, постарайтесь отметить достопримечательности на карте и двигаться к ним последовательно, а не метаться туда-сюда из одного уголка города или страны в другой.

Наш опыт: Три дня в Париже во время нашей поездки по Европе мы распланировали следующим образом: один день на одну половину города, второй день - на вторую половину, а третий - на Диснейленд в пригороде Парижа. В итоге, пятки мы конечно стерли, но никуда не торопясь увидели абсолютно все, что хотели, упустив лишь одну единственную достопримечательность из запланированных.

При планировании поездки обязательно выясните праздничные дни в стране посещения. Неожиданное событие может кардинально поломать все планы даже опытного путешественника... Крупный католический, мусульманский или буддистский праздник может обернуться как интересными праздничными мероприятиями, так и полностью "вымершей" инфраструктурой с закрытыми торговыми центрами, магазинами, банками, обменниками, ресторанами и даже аптеками!

Наш опыт: Мы дважды абсолютно неожиданно для нас оказывались в такой ситуации в Варшаве - на католический праздник "Трех королей" и в канун пасхи... Оборотной стороной медали стали загубленный на корню шоппинг из-за закрытых торговых центров, невозможность перекусить в ресторане и даже обменять деньги...

Выбор отеля.

Остановиться в другой стране можно, конечно, не только в отеле... Это может быть и бесплатный каучсерфинг, и апартаменты на airbnb, и аренда дома... Но самый дешевый, надежный и удобный способ, по нашему мнению - это бронирование отеля на сайтах-поисковиках Hotellook или RoomGuru . Просто введите в форму поиска Ваш запрос и получите самые выгодные предложения по отелям...

Общественный транспорт.

Как передвигаться по городу/стране/странам? Обязательно найдите в Интернете информацию заранее! Иначе, уже находясь в другой стране, Вы не будете знать ничего: ни как куда доехать, ни где купить билеты, ни сколько они должны стоить, на способы сэкономить...

Вот теперь Ваш маршрут путешествия становится уже чем-то цельным и завершенным... Пора перейти к оформлению страховки...

Страховка.

Страховка - это, наверное, самая недорогая, но самая значимая составляющая любого путешествия. Какие-то 10 долларов, потраченных на страховку, могут сохранить Вам десятки тысяч долларов, потраченных на медицинское обслуживание, сохранить Ваши нервы, время, здоровье и даже жизнь!

При поиске любой информации в Интернете, используйте только надежные источники. Это официальные сайты министерств по туризму и сайты консульств разных стран Мира. Это тревел-блоги путешественников с отчетами о реальных поездках, Википедия, некоторые форумы (например, форум Винского) или хорошие туристические порталы. Остерегайтесь множества форумов и некоторых даже крупных порталов (не говоря уже о небольших сайтах), где зачастую часто перепечатывается одна и та же недостоверная и неактуальная копирайтерская информация от авторов, которые никогда нигде не были...

Загляните на нашу страничку с секретной информацией для путешественников . Там Вы найдете ссылки на самые лучшие и полезные сервисы для путешественников, скидки и выгодные предложения...

Вы также можете воспользоваться нашей новой рубрикой Распродажи , где можно найти очень выгодные предложения по авиабилетам, отелям и страховке и соединить их вместе...

Составить маршрут. Как проехать от и до. Расчет расстояний между городами на автомобиле, машине. Проложить маршрут на карте от и до самому между городами. Создать маршрут на машине по точкам на карте из нескольких точек. Калькулятор топлива. Расчет маршрута пешком, на велосипеде.

Создать маршрут на машине по точкам и распечатать. Навигатор онлайн поможет Вам создать маршрут, рассчитать расстояние пешком на карте, проложить маршрут от и до, вы узнаете сколько пешком нужно пройти из пукнта А в пункт Б или рассчитаете расстояние маршрут от точки А до точки В, также можно проложить маршрут через один дополнительный пункт, через который возможно будет проходить ваш маршрут. Вы сможете проложить карту маршрута рассчитать расстояние и время и увидеть данные этого маршрута прямо на карте, также покажет Вам погоду в месте прибытия, калькулятор топлива рассчитает расход бензина на 100 км. После нажатия на кнопку "Рассчитать" - справа появиться описание маршрута, по сути текстовый навигатор: если вы выбирали доп.пункт маршрута, навигатор разделит его участки и посчитает расстояние в каждом участке, а также рассчитает общее расстояние (километраж) от пункта отправления в пункт назначения, также отобразит время в пути. Навигатор онлайн покажет Вам как проехать от и до на машине, автомобиле по Москве, Санкт-Петербургу, СПБ, Владивостоку, Уфе, Челябинску, Казани, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Омску, Екатеринбургу, Перми из пункта А в пункт Б. Проложить маршрут можно нескольких видов, в зависимости от способа передвижения, например пешком, на автомобиле, на транспорте (автобус, поезд, метро), на велосипеде (данный способ плохо работает в России из-за отсутствия велосипедных дорожек). Для этого нужно выбрать способ из выпадающего списка и вы с легкостью проложите маршрут и узнаете как доехать до пункта назначения. Здесь сможете узнать, как доехать на авто проложить путь и рассчитать расстояние

Как доехать проложить маршрут на машине до Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа, Волгограда, Саратова, Краснодара, Тольятти, Тюмени, Ижевска, Барнаула, Иркутска, Ульяновска, Хабаровска, Владивостока, Ярославля, Махачкалы, Томска, Оренбурга, Новокузнецка, Кемерово, Астрахани, Рязани, Набережные Челны, Пензы, Липецка, Кирова, Тулы, Чебоксар, Калининграда, Курска, Улан-Удэ, Ставрополя, Магнитогорска, Сочи, Белгорода, Нижнего Тагила, Владимира, Архангельска, Калуги, Сургута, Читы, Грозного, Стерлитамака, Костромы, Петрозаводска, Нижневартовска, Йошкар-Олы, Новороссийска

Разработать маршрут путешествия — занятие не менее увлекательное, чем, собственно, само путешествие. Здесь, по нашему глубокому убеждению, очень важно соблюсти баланс. С одной стороны спланировать свое время в незнакомой стране с максимальной для себя пользой. С другой стороны «не перегреть» себя информацией и оставить место для собственных открытий.

Для начала, определимся с терминологией. Маршрут путешествия в данной статье, подразумевает базовый план путешествия — места, которые мы хотим посетить и логистика путешествия (т.е порядок посещения мест и способ перемещения), а также количество дней в каждом из мест.

Маршрут путешествия. Этап первый: каркас путешествия

Каркас будущего путешествия — это первые главные решения путешественника, которые определяют дальнейшие усилия по подготовке путешествия. Прежде всего это — выбор страны (или стран), выбор формата путешествия, определение количества дней в путешествии и определение бюджета. Притом, все эти решения, тесно связаны между собой.

Выбор страны и формата путешествий

Куда поехать — вопрос риторический) Определиться с направлением и форматом будущего путешествия помогут собственные вкусы и предпочтения, а также блоги, фото, видео о путешествиях и социальные сети.

Вкусы и предпочтения во многом определяют формат будущего путешествия — одним хочется провести следующий отпуск, блаженствуя на пляже, вторые бредят дикими сафари и покорением горных вершин, а третьи хотят просто одеть рюкзак на плечи и провести пару недель — месяцев, блуждая по удаленным уголкам мира.

Этап второй: разработка маршрута

Итак, вы нашли время, деньги, попутчиков и приступаете, собственно, к планированию маршрута. На выходе у вас должен получиться список мест в определенном порядке, а также расписанное количество дней по каждому из мест и карта маршрута. Самый простой способ — не изобретать велосипед и выбрать себе .

Если по вкусу не нашлось, действуйте в следующем порядке.

Направления для путешествий

Прежде всего почитайте обзоры регионов и направлений в и определитесь с теми направлениями, которые вы хотите посетить (зафиксируйте желанные направления списком в произвольном порядке). Сделайте по актуальному маршруту он-лайн папку на Pinterest и сохраняйте все полезные ссылки. Хорошая идея также сделать первый драфт карты (пользуйтесь картами Google) и тоже сохранить её в своих закладках.

Количество дней и общая логистика путешествия

Узнайте более подробно о каждом из направлений в созданном списке. Чем заниматься и как добираться — главные вопросы, ответы на которые помогут вам составить первый драфт маршрута. На данном этапе, возможно, придется отказаться от некоторых направлений.

Определите по каждому направлению количество дней. Постройте общую логистику путешествия (откуда-куда-как долго- за сколько денег). При этом, понимания того, что из пункта А в пункт Б можно добраться на автобусе за столько-то часов абсолютно достаточно для того, чтобы спланировать маршрут путешествия.

Не тратьте время и силы на детальное планирование каждого дня и пребывания в каждом месте. Вам не нужно перерывать интеренет в поиске точной информации на каком углу останавливается нужный вам автобус, в какую сторону нужно повернуть от гостиницы, чтобы добраться до нужной вам достопримечательности и где тот ресторан, в котором кому-то когда-то понравилось.

Главное, сориентироваться с длительностью пребывания на месте и узнать, что важно «не пропустить» в том или ином месте (наши вам в этом точно помогут). Остальное — вы увидите и узнаете на месте. В гостинице возьмете карту, на которой будут отмечены достопримечательности. Гуляя пешком, найдете место, где вам (а не кому-то) вкусно и приятно покушать. На месте также всегда можно купить экскурсию, найти нужные рынки-магазины-салоны-массажи и тд и тп.

Жилье и бюджет

Следующий шаг — определитесь с форматом жилья, а также бюджетом для каждого направлении из списка.

Выбирайте жилье, ориентируясь не только и не столько на свой бюджет, сколько на специфику места . Очень часто, правильно подобранное жилье делает пребывание в том или ином месте более ярким. А также, что немаловажно, позволяет прочувствовать «правильную» атмосферу. И наоборот, неправильно подобранное жилье запросто может испортить впечатление о месте. Обратите внимание, речь здесь идет не о цене, а об удачном выборе расположения гостиницы/гест-хауза и формата жилья в «своей» ценовой категории.

В по каждому из мест вы найдете обзоры «где жить», для городов — ориентация в городе и обзоры районов, для курортных направлений — обзоры пляжей, для национальных парков — обзоры близлежащих деревень и кемп-сайтов. В каждом из обзоров выделяются разные форматы жилья. Это делается для того, чтобы читатели имели возможность определиться со своим желанным форматом.

— Если вы хотите сначала все спланировать, бронировать потом — читайте обзоры, выбирайте район/пляж/место, переходите по соответствующим ссылкам, включайте фильтры цен и подбирайте жилье уже фокусно, не тратя время на «пальбу из пушки по воробьям». Варианты понравившегося жилья сразу сохраняйте в своих он-лайн закладках, чтобы когда придет время не нужно было снова тратить время на поиск.

— Если вы привыкли совмещать поиск и бронирование — сохраняйте в закладки наши обзоры «Где жить», чтобы, когда вы будете готовы к бронированию все было под рукой, а дальше уже по вышеописанной схеме. Такой подход упростит и ускорит процесс.

На этом этапе, важно получить более — менее похожий на финальный драфт бюджета. Хотя не исключено, что вам еще придется, корректировать количество дней в том либо ином месте, либо же менять логистику передвижений или сами направления (в зависимости от финансовых возможностей и приоритетов).

Этап третий: финализация маршрута

Основная работа уже проделана на втором этапе. У вас есть маршрут, осталось купить авиабилеты и после этого финализировать маршрут путешествия. После покупки авиабилетов, вам, возможно, придется финально скорректировать маршрут путешествия. Зачастую запланированное количество дней может измениться на плюс-минус 2-3 дня, в зависимости от авиабилетов).

Осталось финализировать маршрут по датам. Существует два подхода.

Финализация и бронирование по маршруту

Первый, так называемая, жесткая финализация. Расписываете даты по маршруту и делаете все необходимые бронировки, включая местный транспорт и жилье. Первым делом, бронируйте внутренние авиаперелеты и поезда, так как, возможно при бронировании в зависимости от наличия и стоимости билетов придется смещать график.

После этого, бронируете все жилье по маршруту, ориентируясь на свой ориентировочный бюджет (см. рекомендации выше). На выходе — у вас все готово к путешествию. Все ваучеры на руках. Мелкие вопросы (а-ля местные автобусы, лодки и туры можно без проблем решать на местах). Осталось ехать и получать удовольствие ни о чем не думая и не переживая.

Плавающий маршрут путешествия

Второй подход — это плавающая финализация. Этот подход работает лучше всего. Если вы едете в длительное путешествие (месяц-два), а также в путешествуете в межсезонье. У вас есть на руках тот же маршрут, расписанный по датам. , корректируете при необходимости график. Бронируете жилье по приезду/прилету по известным, неплавающим датам.

А дальше ориентируетесь на месте — где-то вам захочется остаться подольше, откуда-то уехать пораньше. Не заморачивайтесь с конкретным выбором жилья до поездки. Берите с собой наши обзоры «Где жить» по каждому из направлений. Бронируйте жилье в следующем пункте по маршруту на месте, когда вы точно знаете дату отъезда/приезда. Часто вам придется бронироваться «сегодня на завтра», поэтому такой подход не работает в высокий сезон. Жилье будет либо «лучшим из худшего» либо дорогим. В несезон же напротив можно забронировать отличное жилье с хорошими скидками.

Учтите, вам придется тратить время на поиск и бронирование жилья на месте. И поэтому, если вы едете в путешествие не больше, чем на три недели, лучше все таки делайте жесткую финализацию маршрута.

В походе во многом зависит от разработанности маршрута, от изученности района похода. Чем детальнее изучен район предстоящего похода — все его особенности и достопримечательности, — тем успешнее будет прохождение маршрута во всех отношениях.

Очень часто туристы используют готовые, уже кем-то пройденные и описанные маршруты. Но они должны уметь и сами разрабатывать свои оригинальные маршруты.

В ходе всестороннего изучения района предстоящего похода туристская группа сначала разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) параметров степени (категории) сложности намеченного похода и выстраивает ее (нитку) по следующим ключевым точкам:

а) первоочередные точки — точки начала и конца маршрута, увязанные с транспортными возможностями;

б) точки второй очереди — это точки познавательных и спортивных интересов группы (пункты наблюдений и т.п.);

в) точки третьеочередные — это места предполагаемых ночлегов и дневок;

г) точки четвертой очереди — места дневных привалов на обед (часто сочетаемые с точками «б»).

Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи или места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и просто любопытные местные предметы — карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща, партизанская землянка, тысячелетний дуб, дольмен, геологическое обнажение, карьер и т.п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально предусмотрены участки, где группа будет двигаться по карте или по азимутам, но в усложненных условиях — по лесу, в сумерки, используя неточную карту и т.д.

В результате постепенного накопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (на так называемую «рубашку» — кальку, наложенную поверх карты) наносятся значки различной формы или разных цветов, обозначающие точки-объекты, в том или ином отношении интересные для прохождения через них. Проложение нитки маршрута производится путем последовательных проб-прикидок различных вариантов пути с постепенным приближением к лучшему варианту, при котором на нитку, как бусы, будут «нанизаны» все самые ценные объекты — точки познавательных и спортивных интересов группы. При этом длина нитки должна остаться в пределах допустимого для данной категории (степени) сложности похода, а ее концы обеспечены в транспортном отношении. Желательно, чтобы увлекательность и напряженность маршрута плавно возрастали. Недопустимо, чтобы самый сложный в техническом отношении и самый физически напряженный участок приходился на первые дни похода.

В первом приближении отбираются сначала те точки, которые группа обязательно должна посетить, а затем уже к ним добавляются наиболее ценные из оставшихся.

Для этого берем тонкую мягкую проволоку и отрезаем от нее кусок, соответствующий общей длине маршрута в масштабе обзорной карты, уменьшенный на коэффициент 0,1 для похода по равнинному району (для горного района на К = 0,3).

Например, планируется поход III степени сложности протяженностью 80 километров в равнинном районе. Работаем по карте масштаба 1:500 000 (в 1 см 5 км). То есть наш маршрут на обзорной карте будет иметь длину 16 см. Вводим коэффициент 0,1: 16: 10 = 1,6

16 см — 1,6 = 14,4 см. Округленно — 14,5 см.

Следовательно, мы должны отрезать кусок проволоки длиною 14,5 см.

Закрепив концы проволоки на предполагаемых начальной и конечной точках маршрута (железнодорожные станции, автобусные остановки, речные пристани), изгибаем ее так, чтобы нитка маршрута (то есть наша проволочка) прошла через обязательные точки наших главных интересов и, по возможности, через другие ценные для содержания похода пункты. Если с первого захода результат не удовлетворит всем нашим требованиям (проволочка не достигает каких-то важных для нас пунктов), тогда поищем другие варианты генерального маршрута. Может быть, следует изменить точки начала и конца маршрута, а может быть, поменять ценность точек второго порядка — пренебречь какой-то одной из них, компенсировав ее двумя-тремя менее важными, но зато удовлетворяющими познавательные или спортивные интересы.

Так, варьируя, ищем оптимальный вариант. В самом крайнем случае можно пойти на небольшое удлинение маршрута (при данном лимите дней), но оно должно быть оправданным и по логике, и по опыту группы.

После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается второй этап, на котором маршрут конкретизируется, то есть прокладывается точная нитка движения с определением плановых точек третьей и четвертой очереди и вырабатывается документ, называемый «план-график» похода. Это второе приближение в прокладке маршрута похода.

Для этого уже не годится обзорная мелкомасштабная карта , нужна более подробная.

План-график движения и конкретная нитка маршрута разрабатываются последовательно начиная с первого дня похода — от начального пункта. Задача сводится, во-первых, к расчетам «рабочего времени» — то есть количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, в нахождении на карте удобных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова) и, в-третьих, в проложении по крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом «КЛИН» — «Короче, Легче, Интереснее».

Сначала решается вопрос о том, сколько километров группа сможет пройти в первый день похода. Это зависит в первую очередь от того, во сколько часов она приедет на станцию назначения и сколько времени должна будет провести в этом начальном пункте маршрута (отметка документов, отправка телеграммы, закупка хлеба, посещение музея и т.п.). То есть надо решить вопрос о конкретном часе, когда группа сможет начать движение по маршруту.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 ООО) и установлено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 часов с перерывом на обед с 13 до 16 часов. Значит, этот день будет укороченным по работе, так как сдвинут выход в путь. Всего туристы располагают пятью ходовыми часами. При нормальной скорости (если нет препятствий) в 13 минут на километр можно планировать в среднем проходить 3 километра за час. Итого будет 15 км. На карте (на «рубашке») помечаем начальную (стартовую) точку похода — «С». Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую длины), ставим иглу в точку «С» и прочерчиваем небольшую дугу, отстоящую от «С» в направлении соответственно генеральному маршруту. Эта дуга покажет нам ПРЕДЕЛ, вблизи которого надо найти точку «Н» — место ночлега первого дня похода. Оно, понятно, должно быть обеспечено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки «Н» надо учитывать ее укрытость от посторонних и другие факторы безопасности — намечать ее в стороне от населенных пунктов, больших дорог, скотопрогонных троп, крутых обрывов берега реки и т.д. Должно повлиять на выбор точки «Н» и расположение ближайшей (завтрашнего дня) целевой точки-объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки «ОП» — обеденный привал. И при ее определении надо учитывать пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки «С» на 5-7 км, чтобы обед состоялся в положенное время. Технология поиска точки «ОП» тоже аналогична предыдущему, но теперь, когда уже намечены две главные точки дня — «С» и «Н», необходимо учитывать это и искать точку «ОП» вблизи линии радиуса «С»-«Н», сообразуясь с принципом «КЛИН».

Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни производится таким же образом. Точка ночлега «Н» предыдущего дня будет точкой старта «С» следующего. От нее разработчики, сообразуясь с нормами переходов, описанным способом сначала ищут новую точку «Н», а затем — «ОП».

Особые проблемы в проложении маршрута (во втором приближении) возникают в связи с объектами краеведческих и спортивных задач. Чтобы не разрушать режим рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каждый такой объект . Если это большой экскурсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, которые «съедят» половину дня, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки — «Н» или «ОП», или вообще планировать вблизи таких объектов дневку и делать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визуального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (например, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), которые не нарушат при их осмотре режим рабочего дня, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту по возможности тоже должны быть заранее учтены и заложены в график. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (специальные занятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые тоже могут потребовать затрат времени. Это ухудшение погодных условий или недомогание кого-либо из участников. В больших сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два «лишних» запасных дня на такие непредвиденные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более трех километров на ходовой час (40-45 минут движения) с юными туристами практически никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), а чаще и менее того — полтора-два километра.

Конечно, подобный вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в основном на равнине, где существует много объектов, хорошо развита дорожная сеть. Другое дело — горная местность, где разработка маршрута практически сводится к выбору долины, по которой течет река и вдоль которой есть дорога или тропа. Там расчет мест ночлегов и обедов делается в основном с учетом рельефа, ориентирование зачастую грубое — ущелья справа и слева, вершины, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.

Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода вдоль какой-либо реки, так как практически всегда (за исключением малонаселенных районов) на берегу есть или дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.

Вследствие девальвации рубля и фактического закрытия транзита через Украину, для российских автотуристов настали трудные времена. Однако, всегда найдутся люди, которых эти (надеюсь, преходящие) трудности не пугают; для них и данный пост - здесь мы сфокусируемся на более фундаментальной проблеме: адекватного планирования поездки, в частности, выбора маршрута . Всеобщая доступность навигаторов и онлайн-инструментов из категории route planners создаёт вредную иллюзию лёгкости решения данной задачи, которая часто развеивается в реальной жизни в виде потерянных времени, денег и нервов в ходе драгоценного отпуска.

Итак, окно в Европу (за исключением Скандинавии и Прибалтики) для россиян сузилось до четырёх узких бойниц на белорусско-польской границе, в лице международных погранпереходов (МАПП) Брузги, Берестовица, Варшавский Мост и Домачево. А знает ли о них всемогущий Гугл? Вообще, гуглокарты - ещё один безобразный продукт от Корпорации Зла . Его создатели пренебрегли всеми принципами картографической науки: карты плохо читаемы, генерализация неадекватна, главное неотличимо от второстепенного, иерархия объектов (в т.ч. дорожной сети) отсутствует. Может, оно хотя бы путь прокладывать умеет? Помнится, всего пару лет назад Гугл все маршруты из России в Европу проводил исключительно через Брест. Теперь он с переходом границы справляется лучше, но впал в другую крайность.

Для наглядности, доведём ситуацию до абсурда, задав поездку из белорусского города Лида до польского Ольштына. И вот что выдал хвалёный гигант интернета:

Рис. 1. Типичный казус онлайн-планировщиков автомобильных маршрутов.

Нам предлагается перейти границу через закрытый 20 лет назад пункт “Софиево - Липщаны”. Я считаю, что после такого конфуза, каждый уважающий себя штурман должен прекратить сотрудничество с google maps в связи с утратой доверия . Однако, проверим, как справляются с данным квестом коммерческие конкуренты Гугла: theaa.com, Bing, TomTom, ViaMichelin, и нокиевский here.com. Скажем прямо: плохо справляются. Первый повторил ошибку Гугла, последний не знал такого города Лида, а остальные имели смутное представление о дорожной сети стран СНГ и только по этой причине не ошиблись. Единственный, кто смог учесть нюансы пересечения границ - это Яндекс.Карты , но их я рекомендовать воздержусь: продукт явно недоработан (не позволяет вводить промежуточные пункты, не выдаёт альтернативных путей, плохо детализует этапы и т.д.), да и картографическая основа безобразна.

Вот такая ерунда, малята: хреновые в интернетах инструменты. Проводя аналогию, будете ли вы держать в своём наборе молоток с разболтанной головкой? Результат немного предсказуем: рано или поздно, отобьёте себе пальцы.

Неужели это провал, подумал Штирлиц, но догадался сменить платформу. Есть же превосходный опенсорсный проект - ОСМ (OpenStreetMap.org), а на его основе надстроены различные (платные и бесплатные) поисковые движки. Первым же кликом, гугление по сабжу выдало желанный результат: сайт http://openrouteservice.org/?lang=en прокладывает маршруты лучше всех. Имеется даже интерфейс на русском языке и очень интересная и полезная фишка Avoid Areas: можно очертить территорию, которую лучше объехать, - большие агломерации, зоны боевых действий, враждебные государства (в рамках нашего теста, я отправил туда всю Украину), и движок исключит её из рассмотрения. С нашим тестом новый сервис справился на отлично, не только прочертив путь через действующий переход Брузги, но и найдя недавно построенную кольцевую дорогу вокруг Гродно.

Именно этим движком - OpenRouteService - мы и будем пользоваться в дальнейших изысканиях (внимание: это не панацея, а лишь один из инструментов, не лишённый своих недостатков). Давайте потренируемся и проложим виртуальный маршрут из Дефолт-сити до, скажем, Черногорского курорта Будва.

Прежде всего, следует разбить путешествие на этапы. Не стоит переоценивать свои силы: если в машине один водитель, он не может без риска и вреда для здоровья рулить более 10 часов. Это значит, что дневной путь не должен превышать 800 км при езде по магистралям и 400 км - по обычным дорогам. При таком режиме, первая ночёвка неминуемо окажется в Белоруссии, чего в принципе следовало бы избегать: гостиниц мало, они неоправданно дорогие, поужинать - проблема. Однако, деваться некуда: бронировать мотель на польской стороне рискованно из-за непредсказуемого времени задержки при переходе границы. Кстати, избави вас бог попасть на МАПП с обеда пятницы по утро субботы, поскольку в это время тысячи белорусов едут за покупками в Польшу, и вы гарантированно простоите в очереди много часов. Таким образом, оптимальнее всего будет выехать из Москвы после обеда (не в четверг!), заночевать в Смоленской области, наутро проехать Белоруссию без остановки за 7-8 часов, перейти границу и завершить этап уже в Польше.

В отличие от Гугла и иже с ним, умный движок даже не пытался захватить часть Украины по пути Москва - Будва без уточнений. (А я бы позлорадствовал над теми, кто поверя Гуглу или Яндексу, поехал бы тестировать перегон Ковель-Львов). Польшу же предлагается пересечь по кратчайшему пути: по сельским дорогам, от Домачево до выхода на Кошице. Из богатого личного опыта, определим этот вариант как на любителя: в Польше и Словакии, вам придётся попадать на плохие участки дорог, продираться сквозь бесконечную череду городков и сёл, ехать в рваном ритме из-за чересполосицы ограничений скорости, порой долго тащиться за тракторами и прочими тихоходами. За утомительный день вы преодолеете максимум 400 км со средней скоростью 51 км/ч и дальше середины Словакии не продвинетесь. Более того, в Венгрии вам придётся покупать виньетку, чтобы компенсировать отставание от графика ездой по магистралям. Данный маршрут показан на карте слева (назовём его маршрут А ).

Рис. 2. Оптимальный способ транзита через Польшу на личном автомобиле

а) по пути в Румынию и Болгарию; б) по пути в остальные страны Южной Европы.

Вообще, транзит Польши - сродни искусству. Настоящее мастерство приходит только со временем, и никакой электронный помощник его не заменит. На эту богатую тему лучше поговорить отдельно, а для начинающих могу дать два совета: 1) обязательно обзаведитесь бумажной картой автодорог Польши; и 2) старайтесь как можно быстрее достичь магистралей, по возможности объезжая крупные города. Реализация второго принципа в нашем тестовом случае приводит к варианту, показанному на карте справа (маршрут Б ): добираемся до ближайшей к восточной границе автотрассы Варшава - Катовице и мчимся по ней на юг. Важный нюанс состоит в том, чтобы въехать на магистраль не в районе Варшавы (убьёте часа два на пересечение столичной агломерации), а южнее - в окрестностях города Томашув-Мазовецкий . Видите, насколько кардинально отличаются маршруты, проложенные автоматически (пусть и лучшим инструментом) и человеком на основе практики и опыта?

Маршрут Б являтся оптимальным не только для Черногорского направления, но и для всех остальных стран южнее Чехии и Словакии (за исключением разве что Румынии и Болгарии - для этих направлений альтернативы маршруту А, к сожалению, не находится). Проследовав по маршруту Б до Катовиц, для дальнейшего движения в Будву вам предстоит выбрать между более длинным и дорогим (зато быстрым и ненапряжным) путём по магистралям через Остраву и далее по Чехии - Австрии - Хорватии, и более коротким и дешёвым - через Тыхы-Цешин и далее по Чехии - Словакии - Венгрии - Сербии. Транзит Венгрии и Сербии - это две отдельные сложные темы (к которым я, возможно, ещё вернусь), но там можно упростить задачу выездом на платные автодороги, идущие почти что от самой границы.